Филипп Абрютин: «Человеческие истории интереснее блокбастеров»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

29.08.2019


«Команда мечты»
Россия, 2019

Режиссеры:
Филипп Абрютин и Максим Зыков

В ролях: Ян Цапник, Роман Мадянов, Юрий Стоянов, Анна Чурина, Катерина Мирошкина, Владимир Сычев, Тагир Метшин, Ксения Золотова, Макар Абрютин, Сергей Качанов, Александр Конаков, Янис Политов

6+

В прокате с 29 августа

В кинотеатрах — спортивная мелодрама Филиппа Абрютина «Команда мечты»: наглядное доказательство того, что российское кино может быть ярким, трогательным и высокотехнологичным семейным аттракционом.

Спортивный комментатор Вершинин (Ян Цапник) вылетает с работы и случайно встречает преуспевающего коннозаводчика (Роман Мадянов). Тот предлагает бывшей телезвезде поработать на детских состязаниях. Вершинин соглашается, и этот шаг позволяет ему изменить незадавшуюся жизнь — вернуть веру в себя, вновь обрести работу и семью...

Немудреный сюжет раскрывается на выдающемся постановочном уровне в динамических скачках, спортивных поединках и душещипательных картинках семейного счастья.

Накануне премьеры «Культура» пообщалась с соавтором картины Филиппом Абрютиным.

культура: Почему Вы решили сложить полный метр из сценариев короткометражек?
Абрютин: Готовясь к съемкам альманаха «Ближе, чем кажется 2», я поинтересовался у соавторов: что мы на самом деле хотим — делать зрительскую историю или снимать фестивальные коротышки? Все проголосовали за полный метр. Оставалось лишь сплести две сюжетные линии. Это оказалось непросто.

культура: Главный груз ответственности за результат принял на себя Ян Цапник, воплотивший образ маленького страдающего человека...
Абрютин: Это замечательный драматический актер, умеющий проявлять трагическую суть в самых ярких, характерных амплуа, идти против собственного нутра, сыграть падение, потерянность и боль.

Его герой хочет служить примером для сына, но жизнь ломает этот сценарий — кризис среднего возраста накладывается на подростковые проблемы... Без Яна у нас ничего бы не получилось. Мы просили Цапника не жать, не спешить, делать все легче и тоньше, избегать гротеска и, кажется, поймали его внутренний ритм.

культура: В картине есть сомнительный эпизод: фаворит скачек внезапно останавливает коня перед самым финишем, пропуская даму сердца. Молодечество выглядит как измена соревновательному духу спорта...
Абрютин: Этот неоднозначный поступок придуман нами, его идея проста: чтобы стать настоящим победителем, нужно уметь уступить. Верх берет не тот, кто приходит первым, а тот, кто совершает Поступок, каким бы абсурдным он порой ни казался...

культура: Комментируя данный эпизод, герой Цапника решается взять свою жизнь в собственные руки?
Абрютин: Именно. А отец жокея, герой Мадянова, в тот же момент осознал, что исполнилась его давняя мечта: сын может стать лучше, чем он. Коннозаводчик впервые разглядел в отпрыске не охламона, а настоящего человека.

Мадянов приехал к нам на пробы прямо с дачи, весь заросший, в гавайской рубахе. Мы проводили кастинг в формате беседы, он внезапно предложил: «Хотите, произнесу одну фразу из текста?» Мы с Максимом Зыковым переглянулись, а он посмотрел очень жестко, словно собираясь ударить. Но внезапно, словно что-то разглядев в наших глазах, оттаял, выдохнул: «Хорошо! Какой ты молодец...» Все сомнения отпали, и он вздохнул с облегчением: «Неужели, наконец, сыграю не хама и пьяницу, а нормального мужчину!»

культура: В роли жокея дебютировал юный актер, блещущий сходством с Робертом Патиссоном...
Абрютин: У нас должна была сниматься столичная звезда, но она прогуливала тренировки... Мы расторгли отношения и поехали в Казань, совершенно не понимая, кто сыграет наездника. За два дня до старта познакомились с дублерами нашего жокея, один из них — профессиональный каскадер Тагир Метшин — идеально подошел по характеру и типажу. Пробы прошел просто идеально и на съемках ни разу не подвел.

культура: «Команду мечты», возможно, упрекнут в бесконфликтности, подмене борьбы добра и зла соцсоревнованием хорошего с лучшим...
Абрютин: Принимаю эту претензию, но мы ведем речь о более важных, насущных вещах: что важнее — работа или семья, успех или любовь? Современный ценностный кризис разрушает ячейку общества на самом банальном бытовом уровне. Два-три брака стали сегодня «нормой», и сироты при живых родителях — увы, тоже... Эти темы звучат в нашей истории.

культура: А в подтексте фильма просматривается тема психологического угнетения совершеннолетнего, вполне успешного мужчины. Персонажи Мадянова и Цапника невольно передают отпрыскам опыт этого глобального поражения, и те помогают им его преодолеть. Так и создаются сегодня «команды мечты»?
Абрютин: Безусловно, мы это прочувствовали. Все наши персонажи изначально очень одиноки, но между ними возникают соревновательные, затем товарищеские отношения. Опираясь на новый опыт, герои осознают свои проблемы, переживают раскаяние, катарсис и достигают гармонии.

культура: С чем связано падение мужского авторитета в мире?
Абрютин: С дурным воспитанием, стирающим границы между полами. Людям настойчиво предлагают не спешить определяться с гендерной принадлежностью, всячески ретушируют реальные проблемы и вызовы времени. Если рассматривать общество как психическую структуру, мы заметим систематическое нарушение культурных границ и ролевых моделей. На Земле не найти сегодня ни одной универсальной ценностной системы координат, позволяющей людям обретать общий язык. Долго так продолжаться, конечно, не может.

культура: На этих съемках Вам пришлось освоить массу новых съемочных технологий...
Абрютин: Steadicam, Russian Arm, краны, коптеры, дорогую анаморфотную оптику... Российские режиссеры часто ограничивают фантазии рамками скромных бюджетов. Мы шли иным путем, название обязывало. Получив от Министерства культуры 40 миллионов рублей, сумели привлечь еще 24, вложились в маркетинг и пиар. Многие помогали «Команде мечты» по дружбе. Аренда ипподрома, например, стоила полтора миллиона в день, а мы работали на нем целый месяц абсолютно бесплатно. Почти даром получили арабских скакунов-чемпионов, свободно делающих по 70 километров в час... Долго приучали их к камерам, коптерам, автомобилям. Снимали легко и свободно в «Российской Калифорнии», близ Свияжска. Хотели, чтобы в фильме было много атмосферных вещей, летучая камера, дышащее изображение. Миша Дементьев — наш потрясающий оператор, все для этого сделал.

культура: Отчего переносилась дата премьеры?
Абрютин: Мы поменяли дистрибьютора. Фильм понравился крупнейшей прокатной компании, но у нее есть определенные форматные требования к монтажу. Нам помог Джаник Файзиев — разложил картину по сценам, зарядил экспозицию и ускорил сюжет. Фильм стал на 15 минут короче, но, удивительным образом, объемнее, в нем появилось больше эмоций, воздуха, трепета.

культура: Такое кино дарит веру в себя не только зрителям, но и авторам...
Абрютин: Конечно, я хотел бы двигаться дальше в сторону гуманистических идеалов. Блокбастерами заниматься не желаю, мне интереснее человеческие истории. Сейчас приступаем к съемкам мюзикла с рабочим названием «Александрина» про девятилетнюю девочку, которая едет через всю страну, чтобы найти маму. И поет.