Легендарный киногод

Алексей КОЛЕНСКИЙ

13.02.2014

12 февраля в ИТАР-ТАСС на пресс-конференции министра культуры Владимира Мединского, директора Департамента кинематографии Вячеслава Тельнова и исполнительного директора Фонда кино Антона Малышева были подведены кинематографические итоги минувшего года.

«2013-й стал успешным для российского кинематографа», — заявил Владимир Мединский. Действительно, отечественные ленты собрали неплохую кассу, их доля в прокате поднялась c 13 до 18 процентов. Три российские картины заработали четыре миллиарда рублей: самая высокохудожественная лента года, «Легенда № 17» от «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова», — 1 млрд., комедия «Елки 3» — 1,3 млрд., «Сталинград» — 1,7 млрд.

Всего в прошлом году госбюджет выделил на кинопроизводство 6 млрд. рублей, распределенных примерно поровну между Министерством культуры и Фондом кино. При их участии было завершено 40 игровых лент (в том числе девять дебютных и семь детских), 85 анимационных и 400 документальных картин. На зарубежных фестивалях демонстрировались 24 российских фильма.

Мединский назвал 12 пунктов, по которым осуществлялась поддержка киноотрасли в 2013-м. Заработала схема разграничения полномочий министерства и Фонда. Ведомство поддерживает авторские, фестивальные, документальные, анимационные и дебютные работы. Фонд отвечает за развитие коммерческого кинематографа; в 2014 году он планирует вернуть до сорока процентов затраченных средств и вновь вложить их в развитие индустрии.

Определен минимальный порог финансирования анимации — 15 процентов от всех бюджетных ассигнований. В ближайшее время утвердят «дорожную карту» развития формата. А летом легендарная студия «Союзмультфильм» отпразднует долгожданное новоселье на улице Королева.

Суммы, выделяемые на документалистику, увеличатся в полтора раза — в среднем до двух миллионов на каждый проект. Бесплатный показ фестивальных неигровых лент пройдет в столичном Центре документального кино и в сети российских киноклубов.

По-новому заработало и Министерство культуры. Успешно зарекомендовала себя система открытой защиты проектов (питчинг), создан Кинофестивальный совет, оказывающий поддержку российским смотрам. Определен перечень важных для страны тем, финансирование которых осуществляется в приоритетном порядке. Запущена процедура сценарных конкурсов — первый из них пройдет в марте. Лучшие работы будут приобретены министерством и выкуплены у него Фондом в случае заинтересованности инвесторов. Проекты, затрагивающие историческую проблематику, проходят экспертизу с привлечением специалистов Российского военно-исторического общества и академиков РАН. Не забыл министр и про телезрителей, пообещав поддержку четырем игровым и пяти документальным сериалам. В числе первых — «Тихий Дон» Сергея Урсуляка, «Бесы» Владимира Хотиненко, «Декабристы» Никиты Высоцкого, «В августе 44-го» Михаила Хлебородова. Неигровые: «Заграничный поход», «Первая мировая», «Романовы», «Полководцы России», альманах «Победители».

Усилено взаимодействие министерства с ВГИКом, открывающим Центр дополнительного образования кинематографистов. Стимулируется участие студентов и выпускников в съемках крупных проектов.

Главное, отметил министр, что заработал антипиратский закон, как следствие — на 30 процентов увеличилось количество покупателей легального контента. Достигнута поставленная правительством задача о подключении кинотеатров к единой автоматизированной информационной системе. Ею уже охвачены 95 процентов современных залов.