Свежий номер

Шестнадцатому приготовиться

02.08.2019

Алексей КОЛЕНСКИЙ

Фото: Андрей СтрунинВ августе состоится кинематографический дебют второго крупнейшего кинопавильона России. Корреспондент «Культуры» осмотрел гиганта («рост» — 16 метров, общая площадь — 2500, съемочная площадка — 1647 квадратов) и оценил перспективы развития его колыбели — «Мосфильма».

И свет, и звук

От проходной «малыша» не видать — он таится в правом дальнем углу киноконцерна за городскими декорациями XIX века. Но вблизи крепыш поражает масштабами и статью: железобетонный массив цвета мокрого асфальта крест-накрест перевит ярко-канареечными «лентами». Изнутри он завораживает бескрайней перспективой, кажущейся сопоставимой с футбольным полем. Это впечатление обманчиво: объект в три раза меньше стандартной спортплощадки, а ощущение простора дает черный цвет стен. Функционально 16-й сравним с лучшими мировыми аналогами, а по площади — лишь с легендарным Первым павильоном студии, открытым без малого девяносто лет назад. Правда, старший брат, аккуратно упакованный в главный студийный корпус, более приземист, его высота всего 12 метров. В будущем «Мосфильм» планирует запустить в строй третьего великана, двукратно превосходящего каждого из предшественников.

Фото: Андрей СтрунинОднако рядовые зрители это едва ли заметят: современные технологии позволяют расширять пространства площадки до любых масштабов при помощи зеленого полотна хромакея, являющегося подложкой компьютерных спецэффектов. При этом и передний, и средний планы могут хоть завтра обернуться сказочной чащей, городскими дебрями, горными вершинами, океанскими просторами — всем, что позволит фантазия художников-постановщиков. 

Приятно удивятся и звуковики: многоуровневая система изоляции 16-го павильона позволяет писать партитуру вживую. Операторам и декораторам даст развернуться шестиметровый въездной коллектор. Повезло и художникам по свету — в этом объеме можно творить любые чудеса светописи. А вот артистам придется выдержать напор толпы, площадка позволяет занять тысячу персонажей массовки. В случае нужды павильонные съемки легко совмещаются с натурными — все коммуникации здания могут быть оперативно выведены на прилегающую территорию. К услугам творческих коллективов просторные комнаты отдыха, уютные гримерки, режиссерские кабинеты и душевые.

Без ложной скромности

Первым объектом 16-го станет Новочеркасск: здесь в августе начнутся съемки массовки исторической ленты Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи», посвященной народным волнениям 1962 года. Объявленное повышение цен на мясо и масло, параллельное повышение нормы выработки и срезание расценок на все виды работ, спровоцировало забастовку рабочих электровозостроительного завода, окончившегося расстрелом пятитысячной толпы. Бюджет фильма — 150 миллионов рублей, фильм будет черно-белым.

Затем в 16-м запланированы съемки сериала Юрия Мороза «Угрюм-река». В очереди на работу также замечен Николай Лебедев, готовящий новую киноадаптацию «Мастера и Маргариты», и монтажер «Движения вверх» Петр Зеленов, дебютирующий как режиссер переизданием «12 стульев». Очевидно, творческие амбиции мастеров экрана будут расти синхронно с замыслами руководства киноконцерна. Гендиректор киноконцерна Карен Шахназаров не скрывает законной гордости: «В производственно-техническом комплексе «Мосфильма» павильоны крайне востребованы — съемки расписаны на месяцы вперед. Без ложной скромности отмечу, что их качество и техническое оснащение на порядок выше, чем у любых других киностудий, как новых, так и построенных в советское время. Большая часть зданий, возведенных в черте города, как правило, просто не соответствует профессиональным требованиям — по высоте потолков, звукоизоляции, свету и многому другому. Не стоит забывать, что павильон — технологически сложное сооружение. Все действующие площадки нашей киностудии в течение последних двадцати лет были реконструированы, но их мощностей уже элементарно не хватает. Поэтому появление двух больших новых павильонов крайне важно для киноконцерна...»

Внимание к деталям

Фото: Андрей СтрунинНе менее существенно введение в строй соседнего объекта — расположившегося наискосок от 16-го павильона «Дома костюма и реквизита». Этот «Комплекс сценическо-постановочных средств» позволяет воочию оценить исторический путь крупнейшей кинофабрики страны. На открытых стеллажах и антресолях четырехэтажного гиганта представлено более полумиллиона «единиц хранения» — около четырехсот тысяч костюмов, пар обуви, головных уборов и еще сто тысяч предметов быта — сотни люстр, сервизов, картин, икон, орудий войны и труда, мебельные раритеты и предметы бытовой техники, разнообразные украшения.

Аналогов раскинувшейся на пятнадцати с половиной тысячах квадратных метров выставки в мире нет. Правда, экскурсионным группам вход сюда пока запрещен, штат не позволяет осуществлять контроль за посетителями. А вот художники с костюмерами здесь и днюют и ночуют, благо доступ к мосфильмовским сокровищам для них максимально облегчен. Цены довольно умеренные. Резные диваны и комоды обойдутся в полторы тысячи рублей за сутки, мелкие раритеты — в десятки или сотни рублей, вот только «улов» может оказаться не по карману — от обилия вещей буквально разбегаются глаза.

Фото: Андрей Струнин

Высокие помещения разделены на сотни рядов металлокаркасных стеллажей. В случае «увесистости» объекта можно воспользоваться услугами мобильных погрузчиков. Вскоре заработает электронный каталог, позволяющий присмотреться к нужной вещи дистанционно. Кипит работа по цифровизации объектов с помощью штрих-кодов. Идеальные условия хранения обеспечивает система приточно-вытяжной вентиляции для контроля температуры и влажности, действует реставрационный цех. В полном объеме коллекция переедет из старого (и довольно ветхого) здания к апрелю будущего года. Но уже сейчас собрание впечатляет и объемом, и разнообразием: достаточно разместить раритеты в «художественном беспорядке» — и сериал по мотивам истории ХХ века можно запускать хоть завтра. 

Костюмно-реквизитные мощности киноконцерна уже стали стопроцентным хитом: «В год мы принимаем около пятисот заявок на реквизит от различных кинокомпаний, образовательных учреждений и частных лиц! «Дом костюма и реквизита» учитывает все потребности киноиндустрии на десятилетия вперед».

«Мосфильм» построен заново!»

«Таких зданий в мире больше нет. Сам факт появления первой очереди масштабного проекта, включающего в себя еще один киносъемочный павильон и киноконцертный зал, — это настоящая революция отечественной киноиндустрии. Ничего подобного за последние 30 лет в России не строилось. По завершении проекта в 2022 году можно будет с полной уверенностью говорить, что «Мосфильм» построен заново!» — делится радостью лидер киноконцерна. К слову, финансирование масштабных новостроек удалось провести без привлечения бюджетных средств.

Фото: Андрей СтрунинК строительству четырехзального комплекса планируется приступить этой осенью. Его торжественное открытие позволит говорить о рождении качественно нового культурно-исторического объекта на карте столицы. Уже сейчас киноконцерн располагает музеем исторических костюмов и авто, а также экспозицией под открытым небом — уникальным городком позапрошлого века, составленным из нескольких десятков внушительных зданий и пары улиц, однако создающим эффект присутствия в столичном Санкт-Петербурге и патриархальной Москве. Этот комплекс был возведен шестнадцать лет назад для съемок исторической ленты Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть», а далее засветился в более чем двухстах картинах.

Турпоток на студию год от года растет — экскурсоводы позволяют даже заглядывать на съемки в главном здании. Увы, на 70 процентов речь идет о зрелищных телепроектах. В Первом павильоне, помнящем «Весну» Григория Александрова, первый бал Наташи Ростовой и страсти «Служебного романа», регулярно зажигают телешоу. Однако скоро все может измениться. Возможно, масштабная стройка крупнейшей европейской киностудии, расположенной в городской черте, разбудит творческие замыслы, которые можно будет реализовать лишь на больших экранах.



Фото на анонсе: Андрей Струнин



Распечатать

Поделиться

Назад в раздел