Сказки Андерсона

Андрей ЩИГОЛЕВ

16.02.2013

В российский прокат вышел «Мастер» Пола Томаса Андерсона — одна из самых противоречивых картин года.

1945 год. Военный моряк Фредди Куэлл шатается по пляжу, накачивается коктейлями, приготовленными на основе технического спирта, и пытается вступить в половую связь с вылепленной из песка женщиной. После окончания войны его отправляют проходить курсы психологической реабилитации. В больнице по ночам Фредди рыдает, вспоминая какую-то Дорис, мочится в постель и образцово-показательно проваливает тест Роршаха.

После ряда неудачных попыток найти счастье в труде, пьяный и опустившийся морячок в полубессознательном состоянии пробирается на шикарную яхту. Наутро его со всеми почестями провожают в каюту Ланкастера Додда, писателя, ученого, философа, как тот представляется. Поинтересовавшись у ошарашенного Фредди, не является ли он членом компартии и не состоит ли в инопланетном правительстве, Додд предлагает Куэллу остаться на яхте в обмен на согласие участвовать в сеансах жестоких психологических экспериментов, называемых «проработка». Додд является идеологом и духовным лидером секты «Причина», члены которой верят, что каждый человек одновременно проживает множество жизней. Ученики зовут его Мастер.

На первом же сеансе выясняется, что Дорис, которую звал во сне Фредди — это сестра его школьного приятеля, с которой сразу после войны у него был роман и от которой он сбежал по причинам, не поддающимся объяснению.

Между Мастером и Фредди устанавливаются странные отношения. Семья Додда с трудом воспринимает асоциального и неуправляемого Фредди, к тому же равнодушного к идеологии секты. Мастер же странным образом привязывается к дебиловатому алкоголику, используя его в качестве подопытного кролика и черпая в общении с ним вдохновение. Фредди становится верным помощником Додда, полностью зависимым от воли хозяина.

Энигматичное и мощное начало вызывает ассоциации с эпизодом преобразования обезьяны в человека посредством Черного монолита из «Космической одиссеи 2001 года» Кубрика. Вместо мартышек здесь — кривобокий Калибан-Фредди, а в роли Монолита — завораживающий Филип Сеймур Хоффман.

Тема потери и обретения отца — одна из центральных для Андерсона. В «Ночах в стиле буги» старый порнограф (Берт Рейнолдс) брал шефство над героем Марка Уолберга. А сложные хитросплетения сюжетных линий «Магнолии» завязывались узлом на умирающем Эрле Партридже и его сыне-отступнике в исполнении Тома Круза. В «Мастере» тему отца и сына Андерсон поднимает до мифологических обобщений.

Прожив в секте несколько лет, Фредди снова бежит — искать свою Дорис, которая за то время, что он пытался обрести себя, вышла замуж и родила двух детей. В многозначительном финале Куэлл, на протяжении всей картины пытавшийся затащить кого-нибудь в постель, получив то, что ему давно полагалось, устраивает несчастной сеанс «проработки». Теперь он тоже Мастер.

«Мастер», США, 2012

Режиссер Пол Томас Андерсон

В ролях: Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Джесси Племонс, Эмбир Чайлдерс, Рами Малек, Лора Дерн

В прокате с 14 февраля