И ощутить сиротство, как блаженство

Алексей КОЛЕНСКИЙ

25.07.2019


«Приключения Реми»
Франция, 2018

Режиссер: Антуан Блоссье

В ролях: Малом Пакен, Даниэль Отой, Людивин Санье, Виржини Ледуайен, Жонатан Заккаи, Жак Перрен

6+

В прокате с 25 июля

Кинокомпания «Пионер» представляет фильм Антуана Блоссье «Приключения Реми». Зрителей ждет вольная экранизация знаменитого романа Гектора Мало «Без семьи».

За почти полтора столетия роман выдержал дюжину киноадаптаций. Этот факт объясняется просто: мир Мало по природе добр, светел и щедр к открытым сердцам; злые люди встречаются в нем лишь затем, чтобы праведники преодолели выпавшие испытания и раскрыли свои дарования. Среди удачных экранизаций — ​одноименная лента Марка Аллегре середины тридцатых, японский мультик Юго Сэрикавы 1970 года и четырехсерийный телефильм Владимира Бортко. Сериал Жан-Даниэля Верхака с Пьером Ришаром в начале нулевых сочли неудачей, но это не остановило Антуана Блоссье. Режиссер и сценарист решил подарить героям Мало новую жизнь. «Идею экранизировать книгу мне подсказала супруга. Я колебался. «Прочитай это с точки зрения Спилберга», — ​посоветовала жена, напоминая, как блистательно мой любимый режиссер показывает трагедию глазами детства и невинности (это его фирменный почерк), как мастерски он наделяет «магическим» измерением самые душераздирающие реалии и какое ощущение эпичности придает своим историческим картинам. Это пробудило во мне страстный концептуально-ориентированный интерес…»

Ключевой проблемой стал поиск золотого ребенка. Десятилетний Малом Пакен приглянулся автору сразу. Но Блоссье отсмотрел еще более четырех сотен претендентов, прежде чем сделал выбор. И не ошибся: сыгравшись с Даниэлем Отоем, мальчик с блеском вытянул роль бродяжки позапрошлого века. Постановщик облегчил тандему задачу, сократив множество побочных линий и введя в качестве рассказчика взрослого Реми (Жак Перрен). Сидя у камина, он повествует собравшимся вокруг детям о своей жизни.

Деревенский мальчуган узнает, что он сирота. Приемные родители переживают трудные времена, продают единственную корову и подумывают сдать усыновленного паренька в приют. Между тем Реми не оставляет Зорьку без заботы — ​навещает животное в стойле соседа, где напевает ей колыбельную. Это решает судьбу героя: случайный прохожий, бродячий музыкант, выкупает Реми за тридцать монет и обещает сделать из него настоящего артиста.

Виталис (Даниэль Отой) — ​некогда знаменитый скрипач, измученный чувством вины и отказавшийся от карьеры, слышит: мальчик поет душой. Наставник не пользуется своим даром, а зарабатывает на жизнь, показывая спектакли и фокусы вместе с верными спутниками — ​бордер-колли Капи и обезьянкой-капуцином Тито, а также замысловатым инструментом, состоящим из гармоники, пары духовых труб и скрипки. Нелепый «музыкальный комбайн» является образом его запутанной и поломанной жизни. Заботясь о воспитаннике, Виталис будто бы пытается искупить вину за гибель собственного сына.

Свободная форма изложения позволяет Блоссье сохранить дух полижанрового романа воспитания, сочетающего элементы классической одиссеи, рождественской сказки и детектива, а главное — ​поговорить с публикой о самом важном: как нащупать жизненный путь, научиться верить в себя и свою счастливую звезду, заботиться о ближних, любить их и не требовать ничего взамен.

Режиссер инкрустировал приключения героев в идиллические пейзажи милой Франции, подсмотренные у Клода Моне и Камиля Писсарро. Ощущение таинственной перспективы режиссер позаимствовал у Уолта Диснея, трагизм детского одиночества одолжил у Стивена Спилберга, а оператор Рамон Лакурба очень кстати воспользовался оптикой старого доброго Синемаскопа — ​магическими линзами киносказок давно минувших лет. Композитор Ромарик Лоуренс наполнил картину чарующими звуками музыки.

Лента Блоссье рифмуется с фильмом Николя Ванье «Как прогулять школу с пользой», где также идет речь о маленьком мальчике, оставшемся без попечения родителей. Поразительно, что французским мастерам экрана по-прежнему удается снимать умное, тонкое кино о детях и для детей.