25.07.2019
«Приключения Реми»
Режиссер: Антуан Блоссье В ролях: Малом Пакен, Даниэль Отой, Людивин Санье, Виржини Ледуайен, Жонатан Заккаи, Жак Перрен 6+ В прокате с 25 июля |
За почти полтора столетия роман выдержал дюжину киноадаптаций. Этот факт объясняется просто: мир Мало по природе добр, светел и щедр к открытым сердцам; злые люди встречаются в нем лишь затем, чтобы праведники преодолели выпавшие испытания и раскрыли свои дарования. Среди удачных экранизаций — одноименная лента Марка Аллегре середины тридцатых, японский мультик Юго Сэрикавы 1970 года и четырехсерийный телефильм Владимира Бортко. Сериал Жан-Даниэля Верхака с Пьером Ришаром в начале нулевых сочли неудачей, но это не остановило Антуана Блоссье. Режиссер и сценарист решил подарить героям Мало новую жизнь. «Идею экранизировать книгу мне подсказала супруга. Я колебался. «Прочитай это с точки зрения Спилберга», — посоветовала жена, напоминая, как блистательно мой любимый режиссер показывает трагедию глазами детства и невинности (это его фирменный почерк), как мастерски он наделяет «магическим» измерением самые душераздирающие реалии и какое ощущение эпичности придает своим историческим картинам. Это пробудило во мне страстный концептуально-ориентированный интерес…»
Ключевой проблемой стал поиск золотого ребенка. Десятилетний Малом Пакен приглянулся автору сразу. Но Блоссье отсмотрел еще более четырех сотен претендентов, прежде чем сделал выбор. И не ошибся: сыгравшись с Даниэлем Отоем, мальчик с блеском вытянул роль бродяжки позапрошлого века. Постановщик облегчил тандему задачу, сократив множество побочных линий и введя в качестве рассказчика взрослого Реми (Жак Перрен). Сидя у камина, он повествует собравшимся вокруг детям о своей жизни.
Деревенский мальчуган узнает, что он сирота. Приемные родители переживают трудные времена, продают единственную корову и подумывают сдать усыновленного паренька в приют. Между тем Реми не оставляет Зорьку без заботы — навещает животное в стойле соседа, где напевает ей колыбельную. Это решает судьбу героя: случайный прохожий, бродячий музыкант, выкупает Реми за тридцать монет и обещает сделать из него настоящего артиста.
Виталис (Даниэль Отой) — некогда знаменитый скрипач, измученный чувством вины и отказавшийся от карьеры, слышит: мальчик поет душой. Наставник не пользуется своим даром, а зарабатывает на жизнь, показывая спектакли и фокусы вместе с верными спутниками — бордер-колли Капи и обезьянкой-капуцином Тито, а также замысловатым инструментом, состоящим из гармоники, пары духовых труб и скрипки. Нелепый «музыкальный комбайн» является образом его запутанной и поломанной жизни. Заботясь о воспитаннике, Виталис будто бы пытается искупить вину за гибель собственного сына.
Свободная форма изложения позволяет Блоссье сохранить дух полижанрового романа воспитания, сочетающего элементы классической одиссеи, рождественской сказки и детектива, а главное — поговорить с публикой о самом важном: как нащупать жизненный путь, научиться верить в себя и свою счастливую звезду, заботиться о ближних, любить их и не требовать ничего взамен.
Режиссер инкрустировал приключения героев в идиллические пейзажи милой Франции, подсмотренные у Клода Моне и Камиля Писсарро. Ощущение таинственной перспективы режиссер позаимствовал у Уолта Диснея, трагизм детского одиночества одолжил у Стивена Спилберга, а оператор Рамон Лакурба очень кстати воспользовался оптикой старого доброго Синемаскопа — магическими линзами киносказок давно минувших лет. Композитор Ромарик Лоуренс наполнил картину чарующими звуками музыки.
Лента Блоссье рифмуется с фильмом Николя Ванье «Как прогулять школу с пользой», где также идет речь о маленьком мальчике, оставшемся без попечения родителей. Поразительно, что французским мастерам экрана по-прежнему удается снимать умное, тонкое кино о детях и для детей.