Даниэль Отой: «Стараюсь брать от съемок по максимуму»

Марина ИВАНОВА

25.07.2019

Звезда французского кино Даниэль Отой рассказал, почему согласился сыграть бродячего музыканта, о двойниках Реми и новых проектах.

культура: Вы очень быстро согласились участвовать в этом фильме…
Отой: Прочитав сценарий Антуана Блоссье, я сразу же ему перезвонил. Мне нравится идея воссоединения экрана с классическим текстом, великой и знаменитой историей — ​универсальной и ориентированной на семейные ценности. В наши дни такое редко случается. Проект выглядел амбициозным и многообещающим.

Что касается романа, то, когда я был маленьким мальчиком, мама купила мне двухтомник Мало и написала на титульном листе: «Даниэлю, прочитать попозже…» Именно так я и поступил, правда, значительно позже. В основном я помнил экранизации. Это очень сильная история, которая до сих пор актуальна: как спастись от жизненных тягот и найти свой путь.

культура: Антуан Блоссье в некоторых местах отходил от оригинальной истории. Вам это кажется уместным?
Отой: Да, потому что он делал это с большим талантом, адаптируя историю под наше время. Местами он чуть спрессовал ход событий, придав истории ритм и позволив войти в XXI век.

Например, мне понравилось, что он наделил мальчика особом даром — ​голосом. В этом есть предчувствие надежды. Также правильно выбран возраст рассказчика. Благодаря этому мы моментально переносимся в сказку.

культура: «Приключения Реми» потребовали долгого пре-продакшна. Были ли Вы включены на различных подготовительных этапах?
Отой: Блоссье поддерживал мой интерес: регулярно посылал новости о проекте, показывал декорации и костюмы. Мне нравилась атмосфера веселого бурления, которая царила на площадке. И я поддался этому движению. С художественной точки зрения это крайне амбициозный проект, но каждая деталь тщательно продумана, все было крайне точно просчитано.

культура: Как Вы готовились к роли Виталиса?
Отой: Пришлось отрастить бороду и немного порепетировать с животными. Вот и все. Знаете, я очень мало репетирую.

культура: Виталис довольно пожилой человек. Было сложно войти в новую для себя возрастную категорию?
Отой: Почему сложно? Я играю человека моего возраста. Кстати, в этом заключается актерская удача: на каждом этапе жизни мы можем играть своих ровесников.

культура: Как Вы относитесь к решению Виталиса бросить карьеру и отправиться бродить по дорогам Франции, пытаясь искупить вину за смерть жены и сына?
Отой: Его гложет чувство вины. В трактовке Антуана Виталис видит в Реми наследника и пытается передать ему то, что не смог передать собственному сыну. Его история добавляет фильму эмоций.

культура: В «Приключениях Реми» у Вас длинный монолог, в котором Виталис полностью раскрывается перед Реми, перечисляя собственные ошибки. В рассказе Вам удается так точно передать историю, будто бы мы видим ее собственными глазами. Это требовало каких-то особенных усилий?
Отой: Что я могу ответить? Никто никогда не сможет отнять у меня бесконечную радость, которую я испытываю, делая свою работу — ​порой веселую, а порой столь сложную.

культура: Кажется, что для Вас она не составляет никакого труда.
Отой: Ну, у меня все-таки большой опыт. Мне повезло быть знакомым с великими артистами. С годами я понял, что нельзя перекладывать собственную усталость на других — ​режиссера, актеров или съемочную группу. Эти вопросы каждый должен оставить при себе. Легкость в общении — ​это проявление вежливости.

культура: Актеру, который играет Реми, Малому Пакену, во время съемок было всего одиннадцать лет. Как сработались на площадке?
Отой: Он полноценный актер, который хорошо исполнил свою роль. Иногда случалось, что он не мог определиться с приоритетами, когда пел: вкладывал в пение слишком много эмоций, даже когда запись шла без звука — ​но если бы он делал иначе, то не смог бы передать нужных эмоций. Я поддерживал его, как и положено партнеру по площадке.

Странно было другое: играть в паре с его дублерами. По закону несовершеннолетний не может работать больше трех дней в неделю, поэтому порой в сценах, где у Реми нет реплик, Малома заменяли другие дети.

культура: Фильм снимался как в декорациях, так и на натуре.
Отой: Мы создаем атмосферу — ​на улице, на игровой площадке, а потом р-раз — ​и все возвращается на круги своя. Все, что после, вне нашей власти. Именно это мне всегда нравилось в кинематографе. Мы не связаны отношениями сакральности, которые существуют на театральной сцене. Кроме того, природные локации, в которых мы снимали, были совершенно потрясающими. Нам нужно было просто войти в кадр. Но для меня съемки в принципе счастливое время.

культура: Сцена бури, снятая на звуковой сцене, совершенно поразительная.
Отой: Мы делали ее несколько дней, и это далеко не лучшие воспоминания о съемках. Ассистенты бесконечно швыряли нам в лица искусственный снег, было тяжело и совершенно невесело. Но справедливости ради нужно сказать: именно в такие моменты радуешься, что ты французский актер, а не американский. В США эту сцену снимали бы со спецэффектами, на нас разместили бы сенсоры, сделали голограммы наших силуэтов, которые сыграли бы вместо нас. Мы же страдали вместе с нашими героями. Думаю, именно поэтому нам удалось добиться такого результата.

культура: За последние пару лет Вы успели снять фильм «Любовник моей жены», поставить в театре «Оборотную сторону декорации», сыграть в картине Ивана Атталя «Блестяще». Вы были неутомимы. Что дальше?
Отой: Только закончил съемки в фильме Хосе Алкалы вместе с Катрин Фро и Бернаром Ле Коком. Стараюсь брать от съемок по максимуму. Я полон энергии и счастлив делать свою работу.