Тенор века

Денис БОЧАРОВ

17.07.2019


«Паваротти»
США, Великобритания, 2019

Режиссер: Рон Ховард

Сценарист: Марк Монро

16+

В прокате с 25 июля

В конце июля на экранах российских кинотеатров стартует документальная лента Рона Ховарда («Игры разума», «Аполлон 13», «Нокдаун», «Код Да Винчи», «Ангелы и демоны», «Инферно»), посвященная Лучано Паваротти.

Уроженец города Модена, расположенного в одной из самых больших областей Италии, Эмилия-Романья, вполне может претендовать на звание лучшего тенора ХХ века, если вообще не всех времен и народов. Лучано был даже круче, чем Энрико Карузо и Марио Ланца. Смело (или даже нагловато) сказано? Ничуть. Достаточно лишь однажды пробежаться по главным страницам биографии Паваротти, чтобы понять: преувеличения здесь нет никакого. И лента Рона Ховарда помогает лишний раз в этом убедиться. Вне зависимости от степени вашего личного пристрастия к академическому вокальному искусству, этим певцом по определению невозможно не восхищаться.

Про таких людей принято говорить: «поет — как дышит». Стоит посмотреть любую запись, послушать любую арию, исполненную статным итальянским бородачом, чтобы в этом убедиться. Главная заслуга Паваротти заключается в том, что он принес высокое классическое пение в каждый дом. Давайте честно признаемся: далеко не всякий из нас влюблен в оперу с младенческих лет, не все понимают ее тонкости и премудрости, и уж точно — немного найдется таких пуристов, которые являются убежденными коллекционерами-аудиофилами, искренне и преданно внемлющими оперному искусству с утра до ночи. Но благодаря Лучано практически каждый из нас вправе считать себя таковым.

В подтверждение данного тезиса приведем слова человека, стоявшего «по ту сторону камеры», главного создателя картины — режиссера Рона Ховарда: «Этот фильм предоставил мне бесценный шанс изучить жизнь Паваротти по материалам, которых никто никогда раньше не видел, по интервью с самим Лучано, с членами его семьи и друзьями. Я узнал, что самая амбициозная цель Паваротти заключалась в популяризации искусства, чтобы как можно больше людей влюбились в оперу. Время от времени он сходил с намеченного пути ради преподавательской деятельности или путешествий в Америку или Китай, чтобы познакомить людей с силой оперы. Надеюсь, наш документальный фильм поможет продолжить его дело. Лучано любил музыку, любил людей. Он хотел приобщить к красотам мира музыки как можно больше людей всего мира… Передо мной стоял главный вопрос: откуда появилась такая поразительная артистичность? Тут дело не только в удивительном голосе, она должна идти от сердца. Только так можно было добиться столь искреннего исполнения, которое и по сей день завораживает слушателей. Поэтому я стремился узнать все, что только мог, о том, как Паваротти развивал талант и на какие жертвы шел, чтобы стать знаменитым артистом».

Самое подкупающее в истории успеха Лучано то, что он добился всемирного признания не по блату, не по протекции и не благодаря крупным финансовым вложениям (как это, увы, все чаще принято сегодня), а исключительно своими силами. Да, его отец обладал неплохим тенором: наш герой по ходу фильма сам высказывается в том духе, что «папа пел лучше, чем я. Никто мне не верит, но, право же, это так». С одной стороны, ничего удивительного в этом нет: плох тот итальянец, который не способен проинтонировать пару арий из Россини, Верди, Пуччини или Доницетти. Но с другой — поди пробейся к вершинам, когда вокруг такая конкуренция.

Паваротти, помимо феноменальных природных данных и неустанного трудолюбия, помогло главное — человечность. Он был влюблен в жизнь, и это обстоятельство видно невооруженным глазом и слышно даже неподготовленным ухом из каждого антре маэстро. Много ли вы видели фотографий, где Паваротти не излучает доброжелательность, сердечность? Где он не улыбается — говоря предельно простым языком? В Лучано детская непосредственность (в фильме, кстати, много сцен, где гениальный певец, кумир миллионов откровенно валяет дурака и получает от этого подлинное удовольствие) сочеталась с невероятной душевностью, а беззаветная верность крестьянским корням — с невероятным талантом, который, кажется, лежал за гранью человеческих возможностей. «Самым удивительным и замечательным качеством характера Лучано была скромность. Он очень гордился своими достижениями и понимал, что ему дана немыслимая власть над людьми. При этом маэстро смиренно относился к музыке и был благодарен судьбе за возможность нести ее всем людям без исключения», — подчеркивает режиссер.

Рон Ховард снял весьма впечатляющую ленту. Порой кажется, что дважды оскароносному мастеру до поры до времени не давали покоя лавры Мартина Скорсезе — тот, как известно, будучи автором преимущественно игровых картин, в один прекрасный момент занялся «факультативом», создав документальные полотна о The Rolling Stones и Джордже Харрисоне. Третий неигровой проект Ховарда (до этого были «The Beatles: Восемь дней в неделю» и «Сделано в Америке», посвященный рэперу Jay-Z) убедительно доказал: Рон уверенно оседлал новую для себя кинематографическую «лошадку». К реализации проекта режиссер подошел скрупулезно. Помимо концертов, Ховард и его команда отсмотрели десятки интервью, которые Паваротти давал ведущим телевизионных шоу и журналистам различных изданий. С апреля 2017-го по июнь 2018-го Рон взял 53 собственных интервью в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Лондоне, Модене и Вероне. Собеседниками кинематографиста были не только жены, члены семьи, ученики и коллеги (Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Боно и многие другие) Лучано, но также менеджеры, промоутеры, маркетологи — словом, те, кто так или иначе был вовлечен в творческую орбиту великого тенора.

Если и есть пока еще на нашей планете люди, незнакомые с наследием Паваротти, то после просмотра фильма их точно не останется.