Дом, где разбиваются сердца

Алексей КОЛЕНСКИЙ

17.07.2019


«Это не навсегда»
Россия, 2019

Режиссеры: Евгения Яцкина, Алена Рубинштейн

В ролях: Агриппина Стеклова, Ольга Лапшина, Яна Есипович, Александр Мохов, Марта Дроздова, Михаил Сазанов, Макар Пусторамов, Саша Агашков, Амалия Барышева, Даниил Коновалов

12+

В прокате с 18 июля

На экранах — ​трогательная подростковая мелодрама «Это не навсегда» Евгении Яцкиной и Алены Рубинштейн, затронувших тему проблемной социализации детдомовцев, мечтающих обрести семью. Накануне премьеры «Культура» пообщалась с соавтором ленты.

культура: Вы решили заняться детским кино еще во ВГИКе?
Яцкина: Гораздо раньше. Несколько лет работала в «Орленке» на форуме «Бумеранг», организованном для творчески одаренных детей — ​лауреатов региональных фестивалей. Лагерь разбивался на отряды по интересам — ​театр, кино, анимация, журналистика. За неделю моя команда должна была снять короткометражный фильм. Кроме того, в Москве я преподавала детям уроки актерского мастерства, сейчас веду театральную студию при школе № 667 в Бирюлево.

культура: Как родился Ваш творческий тандем?
Яцкина: Мы с Аленой — ​землячки, родом из Ташкента, подружились в мастерской Вадима Абдрашитова, которую окончили шесть лет назад. У нас был очень дружный курс — ​мы обсуждали, подсказывали и снимались друг у друга. После окончания вуза поехали «жюрить» детский кинофестиваль в Старом Осколе, познакомились с заведующей детдома, и она рассказала нам историю про мальчика, раздобывшего фотографию незнакомой женщины и поверившего что она — ​его мама. Вскоре «родительница» появилась в приюте, чтобы присмотреть ребенка для усыновления. А оказалось — ​здесь уже ждет ее малыш. По мотивам этого мистического сюжета мы сняли дебютную короткометражку «Ваня», ставшую первой новеллой нашей большой картины. О полном метре поначалу не помышляли, но у меня уже была написанная история про первую любовь и разлуку, которую мы экранизировали с детьми на «Бумеранге». В процессе создания сценария решили связать все сюжетные линии между собой.

культура: Богатство эмоций выделяет Ваш фильм среди детских картин последних десятилетий и позволяет сравнить «Это не навсегда» с советской классикой жанра. Особенно трогательна проблемная новелла о десятилетнем мальчике, взятом в семью заведующей приюта и вступившем в конфликт со старшей сестрой. У Вас снимались детдомовцы?
Яцкина: Нет, юные артисты, прошедшие серьезный кастинг. Многих помню еще по «Орленку», иных отыскали через общих знакомых. У большинства уже есть внушительные фильмографии.

культура: Как сработались с ребятами?
Яцкина: Легко. Они быстро поняли, во что мы «играем». Посещая детские дома, мы всякий раз сталкивались с одной и той же проблемой: каждый малыш видел в нас потенциальных мам. Это было тяжело, но полученный опыт позволил быть правдивыми. Меня цепляло одно, Алену — ​другое; мы просто садились, разговаривали с нашими ребятами и встречали полное понимание материала, ведь киношные дети — ​особенные, они рано взрослеют.

Когда десятилетний Даня Коновалов пришел на пробы, мы попросили сыграть этюд — ​отобрать у меня сотовый телефон. Мальчик сразу понял, что физически не справится и доверительно прошептал: «Тебя мама зовет!» Я отмахнулась, он продолжал настаивать: «Она просила тебя зайти на кухню…», стал хитрить, юлить и ныть, был очень убедителен. Другие претенденты даже не пытались продавить взрослых; мы поняли, что этот думающий артист и есть наш пацан.

культура: Новеллы связывает тема роста, усложнения характеров и ролей — ​герой каждой следующей части демонстрирует личностный прогресс, а в последней мы видим откровенного манипулятора. Детдомовцы бывают настолько изощренными интриганами, домашними тиранами?
Яцкина: Да, поскольку на кону завоевание новой территории. Приемный мальчик всячески показывает старшей сестре: «все твое теперь должно стать и моим». Тут важна причина его усыновления заведующей: он — ​дважды отказник. Дети, которых выбрасывают, сильно страдают. Но есть и обратная сторона медали — ​попав в семью, они часто начинают разрушать ее изнутри, провоцируя конфликты и ссоры, выносят деньги из дома… Это черная-пречерная типичная ситуация. Мы ее сильно смягчили. Когда посещали школу будущих родителей при детском доме, одна мама пяти приемных детей предупреждала: «Усыновление — ​игра в одни ворота; не ждите отдачи, будет она или нет, предугадать невозможно, вам и вашим родным придется многим пожертвовать и ничего не ждать взамен…»

культура: У Вас есть дети?
Яцкина: Да, сын.

культура: Изменились ли Ваши отношения после этого опыта?
Яцкина: Он участвовал в съемках на задних планах. Мы сразу договаривались, что снимаем кино не про себя, а про тех, для кого семья и детство — ​целая пропущенная жизнь. Мой ребенок увидел, что такое детский дом, изнутри. И челюсть у него, конечно, отвисла.

культура: Дуэт Стекловой, сыгравшей заведующую приютом, и Лапшиной, исполнившей роль мнимой матери Вани, добавили картине ярких красок. Легко ли было уговорить их поучаствовать в скромном дебютном проекте?
Яцкина: Как ни странно, им понравился сценарий и они душевно нас поддержали. Новеллу «Ваня» мы специально писали под его «маму» Ольгу Лапшину, с которой на тот момент даже не были знакомы. С  Агриппиной Стекловой я встретилась четыре года назад на площадке «Инсайта» Саши Котта. Она — ​женщина-загадка. Внезапно ей стало интересно сыграть бытовую роль земной и практичной женщины.

культура: Забавно, ее заведующая начинает общаться с героиней Лапшиной как с ребенком.
Яцкина: Это жизненная деталь. Моя мама — ​преподаватель, она смотрит на всех людей как на воспитанников.

культура: Они вместе с мужем, сыгранным Александром Моховым, усыновляют сироту в надежде спасти рассыпающийся брак?
Яцкина: Мы закладывали этот мотив. Так поступают многие пары в трудные моменты жизни.

культура: Этот ход напоминает «волюнтаризм» братьев Дарденн, помещающих персонажей в тиски нерешаемых морально-нравственных дилемм.
Яцкина: Они мне очень близки.

культура: Видели ленту дети в приютах?
Яцкина: Пока нет.

культура: С каждым годом в российском авторском кино становится все больше искренних работ, но качество этой искренности заметно падает. Наши режиссеры не выдерживают моральной ответственности за больные темы…
Яцкина: Это так. Из последних примеров, тронувших меня за живое, назову «Аритмию»: между Хлебниковым и Звягинцевым всегда выберу первого. Он больше знает про жизнь.

культура: Есть ощущение, что с каждым годом сирот усыновляют все чаще.
Яцкина: Несколько лет назад в детдомах жило около двухсот тысяч детей. Сейчас, по официальным данным, осталось 50 тысяч. Мы упомянули эту цифру, хотя до конца ей не доверяем. Тем не менее положительная динамика, несомненно, есть — ​государство поддерживает опекунов пособиями, это очень важно. Но, к сожалению, ко взрослой жизни все равно адаптируется лишь десять процентов сирот. Сорок — ​страдают алкоголизмом и наркоманией, столько же подается в криминал, и каждый десятый кончает жизнь самоубийством.