13.07.2019
«Благие знамения»
Режиссер: Дуглас Маккиннон В ролях: Майкл Шин, Дэвид Теннант, Фрэнсис Макдорманд, Сэм Тейлор Бак, Джилл Винтерниц и др. 18+ |
Британия, наши дни. У ангела света Азирафэля (Майкл Шин) и падшего ангела Кроули (Дэвид Теннант) большие неприятности: на носу Армагеддон — ведь 11 лет назад в мир явился антихрист. Правда, незадолго до этого бес и серафим договорились наравне поучаствовать в образовании мальчика. В результате, как ожидается, возмужавший сын Сатаны не станет на чью-либо сторону и в урочный час не допустит гибели всего сущего.
Зачем это нужно Азирафэлю — понятно. Мотивация демона объясняется также вполне убедительно: за многие века он привязался к Земле и очень не хочет, чтобы мир поглотило адское пламя. Все шло по плану, мальчика со звучным именем Маг учили одновременно злу и добру, но вот незадача — в день 11-летия выяснилось, что в свое время в роддоме произошла путаница и… истинный антихрист преспокойно живет себе в Англии, но где — не знают ни Азирафэль, ни Кроули. У них остается менее трех суток, чтобы воспрепятствовать грядущему апокалипсису…
Роман «Благие знамения» сразу напрашивался на экранизацию (Би-би-си даже выкупила права на него), но это случилось только сейчас, когда уже нет в живых Терри Пратчетта. Однако Гейман занял продюсерское кресло и умело руководил процессом, а режиссер Дуглас Маккиннон создал шестисерийный фильм, который, пожалуй, может считаться одной из ярчайших премьер нынешнего телесезона.
«Благие знамения» выпущены при финансовой поддержке Amazon и вышли на американской платформе Amazon Prime. Это позволило привлечь мощнейший актерский состав: роль Бога озвучивает Фрэнсис Макдорманд, за сатану отвечает Бенедикт Камбербэтч, среди других звезд картины — Миранда Ричардсон, Дерек Джекоби и Брайан Кокс, сыгравший Смерть (ей, вернее ему, у Пратчетта это персонаж мужского рода — в сюжете отведено далеко не последнее место).
Превосходный юмор, масса аллюзий к современному искусству (чего стоит, например, музыка группы Queen, от которой фанатеет Кроули, звучащая практически без перерыва), довольно точное следование тексту книги — все это сплетается в «Благих знамениях» в великолепный коктейль. Со спецэффектами тоже полный порядок, как и с художественным решением: рай и ад, к слову, напоминают офисы разной степени загрязненности, но это нас не особо должно волновать. Ведь главная сила «Благих знамений» — в метафоричности сюжета. Да, в современном мире добро и зло весьма относительны, но Гейман и Пратчетт пошли дальше. Теперь светлое и темное зависит исключительно от людей. Мы же, оснащенные гаджетами и окруженные сервисами, обленились настолько, что волей-неволей закрадывается мысль: а может, человечеству действительно нужна качественная перезагрузка?
Азирафэль и Кроули здесь скорее своеобразные тренеры, окучивающие наиболее активных представителей нашего вида. Может быть, именно поэтому в земной ипостаси демон выставляет себя за садовода, а серафим торгует книгами: так им удобнее всего наблюдать за людьми, ни во что до поры до времени не вмешиваясь.
В «Благих знамениях» явно присутствует и тема предопределенности — в сюжете немалая роль отведена Книге пророчеств Агнессы Псих, но и она не дает однозначного ответа на вопрос: что же будет, когда человечество окажется на пороге экзистенциального выбора? Тут уж, простите, решать или людям, или никому. А если пассивно положишься на волю судьбы, то будь уверен: из-под земли немедленно вылезет чертяка с внешностью Бенедикта Камбербэтча — и тогда ничего хорошего не жди.
Так что сколько бы в свое время ни язвили Пратчетт и Гейман о собственной антиклерикальности и желании сделать книжку вне каких-либо религиозных концепций, остается признать: в итоге получилась откровенно христианская история. Ведь ключевая идея о том, что выбор своей судьбы находится исключительно в руках смертных, есть не что иное, как четкое следование христианскому дискурсу, где воля человека и его свобода — один из главных божественных даров.
Учитывая, что сериал «Благие знамения» уже собрал отличную прессу, да и рейтинги его чрезвычайно высоки, можно предположить, что сердце Геймана все-таки дрогнет. Во всяком случае, он уже не скрывает, что у них с Пратчеттом имелись черновики продолжения — и, возможно, нам рановато прощаться с самыми обаятельными ангелом и демоном телеэкрана. апокалипсис остановлен — однако проблем в мире не убавилось, и человечеству вновь придется доказать свое право на существование.
культура: Роль в «Благих знамениях» стала для Вас приятным сюрпризом?
Винтерниц: Да, в некотором роде. Меня пригласили на прослушивание — и я как-то быстро поняла, что все получится. Режиссер Дуглас Маккиннон был необычайно открыт, мы сразу начали, прямо на пробах, что-то репетировать, а уже через несколько дней мне прислали сценарий.
культура: Этот сериал похож на другие фильмы, в которых Вам довелось сниматься?
Винтерниц: Нет, «Благие знамения» — очень дорогой проект, он кардинально отличается от многих британских сериалов, где часто экономят. А тут — и натурные съемки в локациях по всему миру, и отличный актерский состав, и великолепные спецэффекты. «Благие знамения» делались как международный, а не локальный проект — отсюда и размах.
культура: Можете вспомнить самую большую неожиданность на съемках?
Винтерниц: Нил Гейман дописал сюжет. Ник Оффермен, игравший мистера Даулинга, он друг Нила. И тот специально для нас придумал новый эпизод: историю о том, как Даулинги летят в Мегиддо, место будущего апокалипсиса. Снимали в Кейптауне, на время превратившемся в израильскую пустыню. Согласитесь, не каждый день сам Нил Гейман дарит тебе сюжетный ход.
культура: Как, кстати, с ним работалось?
Винтерниц: Великолепно. Нил постоянно присутствовал на площадке, следил за процессом и поддерживал актеров. Если возникал какой-то вопрос по поводу персонажа, его характера или сюжетного поворота, то Нила можно было в любую минуту спросить, и он отвечал. А еще нам очень помогал Роб Уилкинс, исполнительный продюсер и менеджер фонда Терри Пратчетта, — так что казалось, будто и сам Терри незримо присутствует на съемках.
культура: Не могу не спросить про Майкла Шина и Дэвида Теннанта. Они настоящие звезды или «свои ребята»?
Винтерниц: Мы с Майклом учились в Королевской академии сценического искусства в Лондоне, он, правда, несколько постарше, но у нас были одни и те же педагоги. И, естественно, в перерывах между съемками мы вспоминали студенческие времена. Майкл — потрясающий актер, настоящий джентльмен. А Дэвид — само обаяние, один из наиболее харизматичных людей, которых я встречала. Если помните, в сериале есть сцена дня рождения, она была одной из самых сложных, поскольку в кадре одновременно оказалось 50 детей. Как справиться с такой оравой? Но вот Дэвид появляется на площадке, и тут один ребенок говорит: «Смотрите, Доктор пришел!» — они помнят Дэвида по его роли в «Докторе Кто», и Дэвид мгновенно «ловит» эту шутку и начинает хохмить вместе со всеми. Через минуту он уже покорил детей, целую толпу! У них с Майклом есть ценное общее качество — когда работаешь с ними, то учишься у них.
культура: Откройте секрет — будет ли второй сезон?
Винтерниц: Решение за авторами проекта. Они умно поступили, закончив открытым финалом, хотя Нил поначалу часто повторял, что это будет просто мини-сериал и никаких продолжений. Если зрителю понравится и он захочет еще, то Amazon, разумеется, прислушается к желанию публики.