Поучайте лучше ваших паучат

Павел СУРКОВ

11.07.2019


«Человек-паук:
Вдали от дома»

США, 2019

Режиссер: Джон Уоттс

В ролях: Том Холланд, Сэмюэл Л. Джексон, Джейк Джилленхол, Мариса Томей, Джон Фавро и другие

12+

В прокате с 4 июля

На экраны вышел «Человек-паук: Вдали от дома» — фильм о расставании с иллюзиями, замаскированный под супергеройский боевик.

Тони Старк мертв, мир горюет по Железному человеку — людям необходим новый защитник. Не пришелец из параллельной Вселенной, не странный монстр, а вполне конкретный человек, пусть и наделенный сверхъестественными способностями. Лучший кандидат на должность главного супергероя Земли — Питер Паркер, он же Человек-паук, фактически назначенный самим Тони Старком на роль своего преемника.

Вот только сам Питер (его в очередной раз играет поднаторевший в прыжках Том Холланд) не слишком готов к эпическому будущему. Он обычный подросток, попавший в сложные жизненные обстоятельства: не далее, как один фильм назад (а именно в «Мстителях: Финал»), его благополучно возвратили с того света — и после таких потрясений сразу окунуться в суетную жизнь супергероя. Чтобы справиться с навалившимися тяготами, Паркер сбегает в Венецию вместе со школьными друзьями и любимой девушкой Мишель, признаться в чувствах к которой он все никак не решается.

Впрочем, именно в Плавучем Городе его и настигнет водоворот новых событий. От него не отстанет вездесущий Ник Фьюри, а заодно встретится обаятельный супергерой Мистерио (Джейк Джилленхол), который далеко не так прост, как может показаться с первого взгляда. Ну и мы узнаем в конце концов, достоин ли Человек-паук стать наследником Тони Старка, или столь почетная миссия перейдет к кому-то еще…

После зубодробительной дилогии о «Мстителях» снять следующий фильм из вселенной Marvel казалось невыполнимой задачей. С одной стороны, требовалось удержать накал драматизма, а с другой — было необходимо дать зрителю передышку после всех нервотрепок, связанных с непонятной до финального кадра судьбой главных героев франшизы.

Но Джон Уоттс с задачей справился. В новой картине по-прежнему наличествует то, что так нужно марвеловской «промежуточной» ленте: здесь есть и отличные приключения, и необходимый драматизм, и множество гэгов, за которые отвечает в основном старина Хэппи, вечный помощник Тони Старка, сыгранный Джоном Фавро (он прервал работу над «Королем Львом» ради данной роли).

Но главное — «Человек-паук: Вдали от дома» содержит одну очень важную идею, ранее в эпопее не встречавшуюся. Это фильм не просто о бегстве от себя — в конце концов, любое супергеройское кино поднимает подобную тему. Ну как иначе можно всерьез воспринимать здоровенных мужиков, натягивающих на себя цветные трико в обтяжку? Только как форму эскапизма. «Вдали от дома» — картина прежде всего об иллюзиях, их крушении и постоянстве.

Эту метафору сначала можно не заметить, пусть фильм и переворачивает множество законов Marvel. Вот и Тони Старк уже не мудрый босс, а придурковатый начальник, увольнявший подчиненных и в хвост и в гриву (те, конечно, затаили на бывшего шефа лютую обиду). Вот и тот, кого мы считали олицетворением самой рассудительности и смелости, на поверку оказался психом с расстройством личности. И даже невозмутимый Ник Фьюри… Впрочем, чтобы узнать главный секрет одноглазого повелителя супергероев, надо, как водится, дождаться финальных титров.

Иллюзии окружают всех нас — и героев, и зрителей. Когда Уоттс новым кадром или поворотом сюжета развенчивает очередную загадку, то больше всего это похоже на каскад трюков заезжего фокусника: вот-вот покажут, куда делся кролик из шляпы, но нет — нас ждет еще один обман. И даже основными противниками Человека-паука в новой ленте становятся не суперзлодеи, а элементали — силы природы, стихийные чудовища.

И это вторая тема фильма — Уоттс показывает нам бунт природы. Теперь для того чтобы встать на защиту земли, надо сразиться с ней самой. Природа устала терпеть присутствие человека и готова размазать его с помощью  самых потаенных и мощных сил. И пускай Мистерио твердит, что элементали — пришельцы из параллельной Вселенной, мы-то понимаем: в обновленной киносаге Marvel верить нельзя никому. А окончательно определить, — нет, это не будет спойлером! — что же из увиденного было правдой, а что ложью, у зрителя не получится даже после того, как он досмотрит все сцены после титров.

«Человек-паук: Вдали от дома» — отличная заявка на продолжение (новый фильм о липком супергерое уже в производстве), но в то же время впервые в мире Marvel возникла столь мощная недосказанность. И в чем ее причина, остается лишь гадать: то ли с уходом из жизни Стэна Ли из марвеловской системы исчез некий единый стержень, то ли авторы просто пошли вразнос и отрываются по полной.

В любом случае зрителю предоставлена возможность для безграничной фантазии: трактовок истинного смысла «Вдали от дома» появится великое множество (и все, замечу, логичные) — от глобального вселенского заговора до, простите, убойной галлюцинации главного героя.

А так фильм, бесспорно, понравится и детям, и взрослым — колоссальных трагедий, как во «Мстителях», в нем нет, приключений — предостаточно, просторов для обсуждения — масса. И если подростки после просмотра точно поймут, как ни в коем случае нельзя признаваться девчонкам в любви, то взрослые, скорее всего, насторожатся: им станет ясно, что в следующий раз при увольнении подчиненных хорошо бы поостеречься — у кого-то может сорвать крышу от расстройства, и он перевернет мир вверх дном. Если рядом, конечно, не окажется Человек-паук. Правда, в абсолютной нормальности последнего тоже следует тщательно убедиться — галлюцинации из ниоткуда ведь не берутся.