Здравствуй, я твоя мышка

27.06.2019

Павел СУРКОВ

«Бэтмен»Тридцать лет назад, в июне 1989-го, вышел «Бэтмен» — ​одна из главных картин конца 80-х, во многом перезапустившая всю киноиндустрию.

Голливуд тогда решился повторить эксперимент — ​ранее фильмы по комиксам очень плохо переносились на экран. В 1980 году провалился «Флэш Гордон», снятый Майком Ходжесом и спродюсированный всесильным Дино Де Лаурентисом: спасла ленту музыка, написанная группой Queen, а точнее саундтрек, выпущенный отдельной пластинкой.

Но в середине 80-х на «фабрику грез» пришли молодые режиссеры с собственным, оригинальным стилем — ​поколение визуалов, умеющих создавать на экране определенную магию. Главным фантазером слыл Тим Бертон, режиссерский дебют которого — ​«Большое приключение Пи-Ви» — ​оказался невероятно успешен.

Ему предложили заняться подготовкой фильма о Бэтмене — ​только что вышли два комикса «Возвращение темного рыцаря» и «Убийственная шутка», по-новому рассказывавшие историю и самого Человека — ​Летучей мыши, и его главного врага — ​безумца Джокера. Бертон, довольно прохладно относившийся к данным произведениям, их все-таки прочитал, и работа началась.

Двигалась она тяжко, поменялось несколько сценаристов, в качестве консультанта привлекли даже автора комиксов Боба Кейна (уже существовали два сериала о супергерое, однако новое время требовало иного визуального решения). Бертон же, пока отрабатывалась сюжетная линия, упрочил свое положение в Голливуде, сняв «Битлджуса» — ​и это убедило последних скептиков из Warner Bros.: фильму о Бэтмене дали зеленый свет.

Сам режиссер настоял на том, что играть главного героя будет Майкл Китон — ​человек совершенно не эпической внешности, наделенный явным комическим даром. Основным аргументом стало то, что персонаж должен появляться не только в костюме супергероя, но и в виде «бытового» альтер эго — ​эксцентричного миллиардера Брюса Уэйна, которого никто не сможет заподозрить в борьбе со злом. Уверенность в кандидатуре Китона пришла к Бертону только после того, как он «испытал» актера в «Битлджусе», и режиссер продавил свой выбор, несмотря на негативную реакцию фанатов. Поклонники требовали утвердить кого-нибудь с внешностью альфы — ​рассматривались Кевин Костнер, Мэл Гибсон и даже 60-летний «сериальный» Бэтмен Адам Уэст.

«Бэтмен»А вот с исполнителем роли Джокера продюсеры и Боб Кейн определились давно — ​еще с 1980 года они заручились согласием самого Джека Николсона. Тот, правда, потребовал огромный гонорар в 6 млн долларов плюс процент от проката, но кто мог бы исполнить лучше? Николсон сыграл по-настоящему страшного мерзавца, выползающего то ли из преисподней, то ли из темных лабиринтов человеческого подсознания. Его Джокер — ​инфернальный безумец, искалеченный кислотой. Впрочем, Бертон создал в фильме и еще один сюжетный поворот, закольцевав истории героя и антигероя — ​именно персонаж Николсона (тогда просто грабитель Джек Напьер) убил родителей маленького Брюса, переломив его судьбу и заставив спрятаться под маской.

При этом Тим так разошелся на съемках, выдумывая новые трюковые сцены и насыщая их инновационными гаджетами и декорациями, что перебрал с бюджетом примерно в полтора раза: студия к обещанным 30 миллионам выложила еще 18. Спорили и о кандидатуре композитора: Бертон настаивал на Дэнни Элфмане, Warner выбрала Принса (хотя предлагала контракт и Майклу Джексону). В итоге режиссер органично смикшировал две звуковые дорожки.

Премьера фильма стала настоящим триумфом. А сам Бертон вещал, что снял кино «о поединке двух уродов, двух нарушителей спокойствия… Вот Джокер — ​он сильный, потому что свободен, он не на стороне общества, но он делает что захочет, он свободен, хоть и считается уродом…» Джек Николсон добавлял: «Все дети любят Джокера. Но все хотят стать Бэтменом».

«Бэтмен»Действительно, миру явили практически идеального супергероя — ​в отличие от персонажей Marvel, он начисто лишен суперсилы, и все, что у него есть, — ​набор самых современных гаджетов и арсенал прогрессивной техники. Он прежде всего человек, переживший психологическую травму, один раз проигравший схватку с судьбой и теперь пытающийся ее изменить. И западное общество, в котором кушетка психолога превратилась в идеальный способ для эскапизма, с радостью приняла такого героя.

Сумасшедший успех (почти полмиллиарда долларов сборов и «Оскар» за работу художника-постановщика) показал Голливуду, что при правильном подходе можно и нужно экранизировать комиксы. Рецепт прост: режиссер-визуал, тщательно проработанный сценарий от знатоков оригинального сюжета, харизматичные персоналии (желательно, чтобы суперзлодея сыграла суперзвезда) — ​и успех обеспечен. Бертона наняли для съемок продолжения (в «Бэтмене возвращается» актерский состав усилили Мишель Пфайффер, Дэнни Де Вито и Кристофер Уокен), но дальше второй части дело не заладилось — ​Warner Bros. нарушили рецептуру.

«Бэтмен навсегда» снимал уже Джоэл Шумахер, который постарался осовременить супергероя — ​это касалось и блестящего саундтрека, и смены исполнителя главной роли (вместо Китона появился Вэл Килмер). Но новому режиссеру не хватило бертоновского безумия: и если третий фильм серии спасли два суперзлодея, сыгранные Томми Ли Джонсом и Джимом Кэрри, то четвертая часть «Бэтмен и Робин» чуть было не угробила всю линейку.

До сих пор эта картина считается одним из худших творений Голливуда. Шумахер провалился во всем, начиная от несуразного сценария и заканчивая Джорджем Клуни в образе Человека — ​Летучей мыши: будущий Оушен весь фильм проходил с лицом, словно вопрошавшим «что я здесь делаю?». Выбор Арнольда Шварценеггера на роль мистера Фриза, ученого с трагической судьбой, стремящегося спасти смертельно больную жену, тоже оказался не лучшим: образ не вязался с внешностью Терминатора, особенно побритого налысо. И даже Уме Турман, сыгравшей доктора Памелу Айсли по прозвищу Ядовитый Плющ, по сути, нечего было делать в рамках сомнительного сценария. Но главное — ​за каскадом откровенно идиотских трюков напрочь растворились характеры.

Провал четвертой картины похоронил пятую часть — ​«Бэтмен Триумфатор», где предполагалось возвращение Николсона в роли Джокера. Но Warner Bros. уволили Шумахера и перезапустили франшизу, вернувшись к оригинальному рецепту: главным визуалом по части многоплановых картин к началу 2000-х стал Кристофер Нолан — ​его-то и пригласили для работы над новой трилогией, добившейся сверхуспеха.

«Бэтмен»В Бэтмене мы поневоле видим себя: он человечен и рефлексивен. Будь у нас миллиарды долларов — ​и в самом деле, почему бы добротно не вооружиться, не примерить маску и не пойти сражаться со злом посреди ночи? Идеальная мечта ребенка, дремлющего в любом зрителе от 20 до 90 лет. Именно эта человечность и привлекла Нолана, сделавшего Бэтмена уязвимым, страдающим и немного потерянным. Так супергерой вернулся к людям и действительно стал триумфатором. Но и теперь, после Нолана, его мир продолжает расширяться: тут и «Бэтмен против Супермена», и «Лига справедливости», где маску надел уже стопроцентный голливудский красавец Бен Аффлек (за что был люто раскритикован фанатским сообществом), а сейчас черный костюм носит Роберт Паттинсон, после «Сумерек» успевший сняться в достойных артхаусных лентах. И, кстати, вот в такого Человека — ​Летучую мышь — ​с внешностью вчерашнего школьника, худощавого и трогательного — ​веришь куда больше. Все-таки Бэтмен — ​единственный супергерой, поддающийся бытовой логике: мы понимаем, почему он такой, мы бы и сами могли поступать точно так же.




Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть