Геркулесовы столпы

Павел СУРКОВ

12.06.2019


«Рокетмен»

Великобритания, США, Канада, 2019

Режиссер Декстер Флетчер

В ролях: Тэрон Эджертон, Джейми Белл, Ричард Мэдден, Брайс Даллас Ховард и др.

18+

В прокате с 6 июня

На широком экране — ​очередной музыкальный байопик. Причем фантастическая история восхождения сэра Элтона Джона демонстрируется в России с купюрами. В итоге фильм стартовал слабее ожиданий: за первый прокатный уик-энд сборы составили менее 30 млн рублей.

У тех, кто хоть раз видел Элтона Джона живьем на концерте (а таких немало — ​музыкант в нашей стране весьма частый гость), первая реакция — ​удивление. Ну не может быть великим музыкантом этот нелепый низенький человек в очках! Ну невозможно так играть на рояле — ​с его-то короткими пальчиками! Но вот наш британский рыцарь дотрагивается до черно-белых клавиш — ​и случается магия, настоящее преображение: начинают звучать мелодии, сразу вызывающие или слезы, или улыбку. Собственно, фильм «Рокетмен» — ​именно об этом: о волшебном преображении. Человек в демоническом костюме с крыльями заходит в комнату для терапии, где кружком уже сидят десяток несчастных, устало плюхается на стул и произносит: «Меня зовут Элтон Геркулес Джон, и я алкоголик. А еще я принимал все возможные виды наркотиков». Кажется, весьма занятное начало для биографической картины, не правда ли?

Но тут перед певцом возникает маленький мальчик в коротких штанишках: это он сам, но еще не сэр Элтон, а просто Реджи Дуайт, ребенок из проблемной семьи, никому по большому счету не нужный. О своих терзаниях и бедах он расскажет миру через песни…

Жанр картины «Рокетмен» определить довольно сложно: вроде бы это и киномюзикл, фантазия о том, как звездой стал тот, кто по всем законам шоу-бизнеса ею быть не может. Но, с другой стороны, это еще и фильм о дружбе: в центре повествования — ​союз композитора Элтона и его соавтора, поэта Берни Топина (Джейми Белл), который длится уже почти пять десятков лет и останавливаться в производстве хитов не собирается. А может быть, это фильм о любви, причем в первую очередь о любви семейной: самый трагический момент «Рокетмена» — ​исполнение I Want Love всем семейством Дуайтов, от отца, которому все опостылели, до бабушки, искренне желающей счастья одинокому и застенчивому внуку.

В то же время «Рокетмен» рассказывает нам о безумном жестоком шоу-бизнесе 70-х и 80-х, где по хрустящим океанам денег плавали кровожадные менеджеры-акулы. Наивный Элтон попадает в челюсти одной из таких (подмешаем в данный коктейль еще и личные отношения, возникшие между музыкантом и его администратором) — ​к зловещему Джону Риду (Ричард Мэдден). Тот беспардонно диктует талантливому тезке, что и как ему делать, — ​чем ввергает певца в депрессию и чуть было не доводит до суицида.

Но в первую очередь это фильм о музыке, о ее магическом воздействии на всех и вся. Вот Элтон выходит на сцену, наигрывает Crocodile Rock — ​и необъятная толпа зрителей пускается в пляс. Вот он, пребывая в клинике, раздавленный и изломанный, отыскивает в подсобке старенькое фортепиано, открывает крышку — ​и рождается I’m Still Standing, гимн о том, что никакие проблемы и тяготы не могут сломать человека…

Режиссер Декстер Флетчер сделал второй подход к фантазийной биографии рок-звезды (напомню, именно он доводил до ума «Богемскую рапсодию» после отставки Брайана Сингера), и если там присутствовала хоть какая-то попытка сымитировать кинобиографию, то «Рокетмен» — ​чистейшая фантазия. Хотя одна метафора, представленная в картине о Queen, перекочевала и в работу о Джоне: длинный больничный коридор, по которому в трудный момент жизни блуждает Элтон. Он ходит по нему снова и снова, видимо для того, чтобы зритель мог насладиться всей мощью образа.

Конечно, нельзя не отметить отличную работу Тэрона Эджертона, сыгравшего главную роль, более того, спевшего все вокальные партии. Примечательно, что ранее в мультфильме «Зверопой» актер озвучивал стеснительную гориллу Джонни, исполнявшую все ту же I’m Still Standing (и тут крылась презабавная ирония, ведь одним из самых ярких эпизодов биографии Джона стало облачение в гориллью шкуру и появление в ней на сцене во время выступления Игги Попа, — ​такой вот розыгрыш приятеля и собутыльника). Невероятно хорош и Джейми Белл, изобразивший Берни Топина, — ​идеальный кинематографический друг, который никогда не оставит, не предаст и выручит в самой жуткой ситуации. И отдельно отметим Стивена Макинтоша, сыгравшего отца Элтона, Стэнли Дуайта. Сцена, где повзрослевший и уже потрепанный шоу-бизом певец встречается с родителем и его новой семьей («Папа, когда вырасту, я тоже хочу стать рок-музыкантом!» — ​«Нет, сынок, ты будешь инженером!»), — ​одна из самых трогательных и одновременно жестких в картине.

В российском прокате «Рокетмен» идет в сокращенной версии: из фильма убрали несколько сомнительных сцен, связанных с наркотиками и гомосексуальными отношениями. Кроме того, из финала вырезан последний титр, повествующий о том, что музыкант растит двух приемных детей. Насколько подобное вообще правомерно — ​вопрос неоднозначный, подвешенный где-то между свободой высказывания и законодательством. Насколько это исказило суть фильма — ​сказать еще более сложно: «Рокетмен» вполне многомерен, и скользкие темы по большому счету не так важны, как основное повествование, а пристрастия рок-музыкантов к разнообразным психоактивным веществам — ​далеко не новость.

Главная же история в ленте о сэре Элтоне Джоне — ​почти настоящая сказка о том, как мальчонка, никак не подходящий под критерии мировой поп-звезды, смог покорить планету талантом, оставшись самим собой. Сказка, местами перетекающая в ненавязчивую притчу о вере в себя, когда большинство думает, что «с этим парнем все кончено». Ключевую мысль купюры исказить не смогли, ну а песни Элтона Джона и так постоянно с нами. И никуда нам от них не деться.