Как Шнур стал ботаником

Марина СУРАНОВА, Санкт-Петербург

29.05.2019

На «Ленфильме» закончились съемки картины «Этаж». В ролях Иван Охлобыстин, Светлана Немоляева, Михаил Боярский, Сергей Шнуров. Почти все актеры, занятые в фильме, о коммуналке знают не понаслышке. Своими воспоминаниями артисты поделились с «Культурой».

Действие фильма происходит в начале 80-х годов. В одной из коммунальных квартир Ленинграда жильцы готовятся к расселению или, как говорил Костик из «Покровских ворот», к глобальному исходу из общего улья в личные гнезда. В шести комнатах, воссозданных в самом большом павильоне студии, проживают самые разные люди: парочка влюбленных, «компьютерный гений», пенсионерка (Лия Ахеджакова), ее сын, работающий в Ботаническом саду (Сергей Шнуров), старый рокер (Михаил Боярский), изгнанный из дома женой, персонаж с гитарой (Иван Охлобыстин) и пожилая манерная мадам из дворян (Светлана Немоляева). Жильцы поделились на два лагеря: одни за расселение, другие категорически против. Вокруг этого конфликта возникают комические споры, драки и другие смешные коллизии.

Декорации максимально приближают к реальности: туалет с ветхим бачком и веревочкой, длинный коридор, тесные комнаты. Такие квартиры в Питере, кстати, до сих пор встречаются.

Кажется, что в Петербурге коммуналки были всегда, они настолько вплелись в культурный код города, что стали в какой-то степени брендом. И хотя термин пришел из советской эпохи, свою родословную они ведут со времен Петра Великого. Тогда народ повалил в Петербург со всей страны. В небольшие комнаты заселяли целые семьи, площадь разделялась занавеской. Называлось такое обустройство «семейными углами». После революции и вовсе началось «массовое уплотнение». В квартиры состоятельных граждан вселяли рабочих и прибывших крестьян. Эпоха коммуналок породила целую культуру, которая отразилась в творчестве Булгакова, Довлатова, Бродского. Коммунальные квартиры — это зеркала, где отразилось время, например, лепнина — остатки былой роскоши, при которой жили прежние владельцы. А вот старая изразцовая печка согревала ленинградцев во время блокады. У каждой квартиры свои история, своя летопись.

Картина с рабочим названием «Этаж» уже сдана в монтаж. Как заметили на «Ленфильме», бюджет небольшой, сняли быстро, за 17 съемочных дней. Однако оперативно — не значит халтурно, делали на совесть.


Станислав Мареев, режиссер :

— С коммунальной квартирой я знаком с мальчишества, наше жилье располагалось на 2-й Красноармейской улице.

Закон любого фильма — чем лучше актеры, тем удачнее картина. К тому же это комедия, попробуй сыграй смешно, не каждый сможет. Уговаривать актеров не пришлось. А первым, кто согласился, стал музыкант Сергей Шнуров. С Сережей мы знакомы много лет, в 90-х я монтировал один из первых клипов группы «Ленинград», который снимал мой друг Дима Дмитриев. Несмотря на то, что наш фильм оптимистичный, в нем есть будни жильцов коммуналки, как они есть.


Сергей Шнуров, музыкант:

— Я до 16 лет жил в коммунальной квартире на Московском проспекте в доме номер 42. Отлично знаю коммуналку и никому не пожелаю такого детства. Это ужасно. Один туалет на три семьи, жуткие тараканы. Да, я играю в фильме романтика, но лично я стараюсь держаться подальше от идеализации коммунальной жизни.   


Георгий Штиль, народный артист России:

— Я прожил в коммуналке 36 лет. Наша семья попала в такую квартиру в Ленинграде по приглашению моего дядьки-адвоката. Он позвал родителей из деревни в 20-е годы. Маме и папе выделили комнату в шестикомнатной квартире, которая прежде вся дядьке принадлежала. Тогда существовал строгий порядок: у кого было большое жилье, его делили. Помещения по шесть, семь, восемь комнат стали впоследствии легендарными ленинградскими коммуналками. Дядьке оставили две комнаты, остальные отдали другим. Мы, жильцы, находились в одинаковых условиях, денег не было, может, поэтому сильно и не ссорились. Все очень хорошо относились к моей маме, которая числилась ответственной за порядок: она составляла расписание, кто в какой день убирается в общем коридоре и кухне. Мы с родителями занимали комнату в 17 метров, какое-то время там жили восемь человек. Как ни странно, всем хватало места. Конечно, было непросто, каждое утро в очереди в туалет стояли по десять минут. Но и в этом тесном совместном быте мы находили много радостных минут. Как здорово отмечали праздники — Новый год, 9 Мая! Собирались вместе и веселились до утра.   

Сегодня люди очень страдают от разобщенности, а в коммунальной квартире оставалось у людей самое важное — единение.

В фильме «Этаж» моя роль — «возмущенный сосед». В 6 часов утра ему на голову сыплется штукатурка с потолка. Он человек не злой, но, согласитесь, есть из-за чего рассердиться и бежать выяснять отношения.


Михаил Боярский, народный артист России:

— Я сразу согласился сниматься. Мальчишкой я жил в коммуналке. В картине всё точно как у нас: плиты, столы, веревка для белья, посуда. У нас с родителями была комната 16 метров на Гончарной улице, и обитали в ней пять человек. Отец, мать, бабушка и я с братом. Когда брат начал учиться в театральном институте, ему пришлось переехать в общежитие. Но, конечно, он нас навещал. Собирались все вместе и сидели до утра, готовили ужин из продуктов, купленных в складчину. Тогда люди не стеснялись нищеты. Ходили в пальто, шубах, перешитых из родительской одежды, носили то, что оставалось от старших. Не было никаких удобств, даже ванной, поэтому мыться ходили в баню. Но и в этом были свои радости. Это же целый ритуал! Да, и конечно, все заглядывали друг к другу в гости. К кому-то поиграть, к кому-то посмотреть телевизор. Соседи — как родные, на них и маленьких детей можно было оставить. Ребятам в коммунальных квартирах жилось, кстати, лучше всех. Если у взрослых были серьезные заботы, где поместить вещи, поставить шкаф, кровать, то малыши и подростки везде находили друзей, бегали по большим коридорам. В послевоенное время народ был очень открытый и гостеприимный, никому в голову не приходило вешать замки. Разумеется, соседи ругались. Например, упаси Бог, если кто-то держал домашних животных: кот или пес постоянно был во всем виноват. С позиции нашего времени коммунальная квартира — это чудовищно, жить нескольким семьям в одном помещении непросто. Сейчас никогда не согласился бы, но в пору моего детства это было нормально. Мой герой в фильме — рок-музыкант, алкоголик. Практически бомж, которого выгнала жена. Он неудачник и романтик, любит музыку и никогда не изменяет своим пристрастиям.


Светлана Немоляева, народная артистка России:

— Мой покойным муж Саша Лазарев вырос в коммуналке на Васильевском острове, а я с рождения жила в такой квартире на Плющихе в Москве. Наше жилье было небольшим, обитали там мы и еще две семьи. Соседи у нас подобрались интеллигентные, с ними никогда особо не ссорились. Совсем другое дело у Саши, у них в квартире ютились четыре семьи. Самое неприятное было то, что когда люди, спасаясь от блокады, уезжали в эвакуацию, то их жилье занимали другие. Вернувшиеся селились рядом, идти было больше некуда. Обида на всю жизнь, люди, столкнувшиеся таким образом, больше никогда не общались. У Александра как раз был такой случай.

В фильме коммуналку, где живет моя героиня, уплотнили. Сначала у бывших владельцев отобрали одну комнату, потом еще и еще. И семья осталась в одной комнате, где бывшая владелица квартиры Валентина Ивановна прожила до преклонных лет.

Сказать, что в фильме «Этаж» соседи дружат, было бы неправдой. У каждого свои интересы, претензии. У моей героини очень занятные отношения с соседкой Степановной, которую играет Лия Ахеджакова. Она женщина простонародная, а я великосветская, отсюда и непонимание. Все эти распри описываются в фильме комедийно, по-доброму. Режиссер Стас Мареев, на мой взгляд, собрал очень интересный актерский состав. Он прекрасно понимает структуру кино, осознает, что зритель любит индивидуальности. Не зря же он пригласил Сергея Шнурова. Мне кажется, фильм получится доброжелательный. Кроме того, в картине хороший оператор, еще старой закалки. Он снимает не просто говорящие головы на фоне стен, тщательно выстраивает кадр. Я подглядела в монитор — получается живо и красиво. Кстати, очень обрадовало, что система, которая существовала в советском кино, на «Ленфильме» осталась, съемки проходили в очень добротно отстроенном павильоне. Жаль, сегодня зачастую снимают в обычных квартирах, где ни оператору, ни актерам ни развернуться, ни повернуться.


Фото на анонсе: Андрей Федечко