Дмитрий Куклачев: «Среди кошек тоже есть медийные мордочки»

Денис СУТЫКА

10.04.2019

Что пережил на съемках «Домового» кот Питер, корреспондент «Культуры» расспросил ведущего актера «Театра кошек Куклачева» Дмитрия Куклачева.

культура: Подозреваю, ваши мурлыкающие артисты довольно часто снимаются в кино и рекламе.
Куклачев: Да, наши актеры довольно плотно задействованы в съемочном процессе. Даже есть свои, как это принято говорить, медийные мордочки. Думаю, почти все видели кота Бориса, жадно поедающего «Вискас». В «Домовом» прославился наш матерый Питер, ему уже 18 лет. В прошлом году мне позвонили продюсеры, сказали, что нужен хулиганский кот. Я говорю: «Ребята, есть такой. Да еще рыжий!» «О, это наш кандидат», — ответили мне. Пришли, посмотрел на него, поставили задачи, которые животное должно выполнять в кадре. Четыре месяца мы с Питером репетировали, чтобы он ходил, как надо, смотрел в ту камеру, в которую требовалось, делал умное лицо, взаимодействовал с партнерами.

культура: Какая из задач оказалось самой сложной?
Куклачев: Мы провели с ним три месяца на съемочной площадке. Самым сложным было добиться живого контакта между актерами и нашим котом. Очень часто животных и артистов снимают отдельно, а потом соединяют при монтаже. Перед нами стояла задача сделать так, чтобы актеры, исполнившие главные роли, — Сергей Чирков и Екатерина Гусева, — взаимодействовали с котом в кадре. Это было нашей идеей фикс. В подготовительный период артисты приезжали к нам в театр, общались с Питером, привыкали друг к другу. Я учил их, как правильно его держать, что делать, чтобы он не боялся. Мне кажется, нам удалось добиться неплохих результатов.

культура: Вы, можно сказать, выступили агентом Питера?
Куклачев: Не только агентом, но и партнером. Я никогда не оставляю своих коллег по сцене на площадке одних. Во время съемок всегда рядом, стою за камерой.

культура: У условного Хабенского есть райдер, а также гонорар. Как Питер договаривался об условиях съемок и сумме вознаграждения?
Куклачев: Здесь, конечно, на помощь пришел его агент. Естественно, гонорар был съестным и вкусным. Для меня было очень важно соблюдение всех требований по его размещению. У Питера была отдельная гримерная — специально оборудованная комната, где он чувствовал себя очень хорошо. Когда усатый артист приходил на площадку, все лишние сотрудники уходили, потому что животное не должно отвлекаться, особенно на крупных планах, где нужно дать эмоцию.

культура: Какие фильмы с участием животных в истории кинематографа считаете наиболее яркими?
Куклачев: В первую очередь диснеевский фильм «Дорога домой» режиссера Дуэйна Данэма, повествующий о том, как троица друзей — две собаки и кот — пустились на поиски хозяев. Также рекомендовал бы уникальный фильм «Медведь» Жан-Жака Анно, который, по моему убеждению, должен войти в историю кинематографа как пособие для начинающих режиссеров. Эта картина о медвежонке, потерявшем маму и волей случая столкнувшемся в лесу с раненым большим медведем. Вместе им предстоит спасаться от охотников.

культура: Как правило, в актерском цехе коллеги волей-неволей начинают завидовать более успешным и медийным. Как отнеслась труппа в театре к тому, что Питер стал популярным? Да и сам он не «зазвездился» ли часом?
Куклачев: (Улыбается) Да, пожалуй, мог бы. На пару с еще одним нашим выдающимся артистом, можно сказать, уже народным — Борисом. На самом деле в этом смысле кошки абсолютно бескорыстны. Людям следовало бы поучиться у них тому, как не зазнаваться, не завидовать более успешным коллегам. Кошки прекрасно между собой ладят, они лишены ханжества, им неинтересна вся эта звездная мишура. Друзей они выбирают прежде всего по характеру. Питер не высокомерен, а даже наоборот — очень открыт и общителен. Его можно погладить.

Нам есть чему поучиться у кошек. Думаю, если бы мы больше наблюдали за братьями нашими меньшими, смотрели, как они общаются, по какому принципу выстраивают бытие, заводят друзей и невольных врагов, то могли бы что-то понять про себя и свою жизнь.