Андрей Мерзликин: «Когда получил приглашение сыграть Вампилова, был крайне удивлен»

Денис СУТЫКА

14.11.2018

После премьеры «Культура» побеседовала с исполнителем главной роли Андреем Мерзликиным.

культура: Вам, будучи студентом ВГИКа, посчастливилось сталкиваться с драматургией Александра Вампилова?
Мерзликин: Да, я учился на курсе у Евгения Арсеньевича Киндинова, и среди прочих выпускных работ у нас был дипломный спектакль по пьесе Вампилова «Утиная охота». Я играл Кузакова — друга Зилова. Помню, как всем курсом разбирали материал, вечерами обсуждали с однокурсниками творчество драматурга. Пытались показать на сцене эту непростую и в то же время понятную, близкую сердцу историю. Так что первое глубокое и осмысленное столкновение с Вампиловым было в институте, хотя, конечно, все мы знали автора по фильмам «Старший сын» и «Отпуск в сентябре».

культура: Могли себе тогда представить, что однажды сыграете не только в пьесах Вампилова, но и воплотите на экране самого драматурга?
Мерзликин: Конечно же, нет. Когда получил приглашение сыграть Вампилова, был крайне удивлен, что нашлись люди, решившие рассказать посредством кинематографа о жизни Вампилова. Его история не менее, а может быть, и более интересна, чем персонажи его пьес. Что говорить: счастлив! Слава Богу, что выбор пал на меня.

культура: Мне приходилось неоднократно слышать от разных людей, что эта работа занимает особое место в Вашей кинобиографии. Почему?
Мерзликин: Да потому, что Вампилов — важная фигура в нашей литературе. Человек, относящийся к тем редким людям, которых принято называть гениями. Как всегда, не до конца признанный при жизни. После его ухода, с годами, фигура драматурга все больше крепнет, ширится, находит свое место в мировой и русской драматургии.

культура: В фильме есть сцена, где Вампилов приезжает в Москву, встречается со своим другом — поэтом Николаем Рубцовым. Они идут на вечер, где присутствуют Белла Ахмадулина и другие поэты. Многие артисты и писатели в интервью с теплотой вспоминают о таких вечерах и о том, как они повлияли на их судьбу. У Вас были такие встречи?
Мерзликин: Да, были, но эти люди в итоге не стали теми, о ком снимают фильмы. Безусловно, когда поступаешь в театральный институт, то ежедневно сталкиваешься с людьми, которые жизнь, судьбу выражают сквозь призму литературы и поэзии. Многие из нас писали киносценарии, стихи, прозу. Мы все это читали, обсуждали. Как сложилась судьба многих из тех, с кем мы зачитывались нашими сочинениями до поздней ночи, мне, к сожалению, неизвестно. Но, думаю, писательский талант просто так не проходит.

Если говорить о конкретных событиях, то большое впечатление на меня произвел дипломный спектакль в Школе-студии МХАТ «Матросская тишина», в котором играл тогда еще мало кому известный, но уже широко популярный в театральных кругах Владимир Машков. Фигура отца, которую он воплотил на сцене, меня потрясла. Машков показал тот актерский уровень, который мы гордо называем русской театральной школой. Во мне до сих пор очень эмоционально отзываются те воспоминания. Я все время стремлюсь найти в своей творческой судьбе роль, соответствующую такому диапазону.

культура: В «Облепиховом лете» есть фраза: «В жизни есть два пути: один против течения, второй — против совести». Если не секрет, Вам приходилось идти в профессии вторым путем?
Мерзликин: Хочется верить, что нет. По крайней мере на память не приходят такие случаи.

культура: Одна из главных сюжетных линий в фильме — изживание боли драматурга от утраты репрессированного и расстрелянного отца. Как, по-Вашему, отразилось это событие на творчестве Вампилова?
Мерзликин: Я сейчас вспоминаю «Старшего сына», сцену, когда два молодых человека приходят в дом и говорят, что ищут отца. Там есть реплика: такой взрослый, а ищет отца. Во многом эта фраза — ключ к пониманию фигуры Вампилова. Он также всю жизнь искал отца. Кинематографисты, исследуя жизнь того или иного человека, пытаются нащупать его внутреннюю болевую кнопку, которая могла бы дать старт к пониманию таких сложных фигур, как, к примеру, Зилов из «Утиной охоты» и другие персонажи. Сам Вампилов говорил, что он писал комедии, но мы же видим, что в его пьесах, равно как в работах Чехова, далеко не радостные события и состояние духа героев. Но люди у обоих драматургов добрые, совестливые, за что мы их и любим.

культура: Подозреваю, что на актера Андрея Мерзликина зритель в кино пойдет. А как думаете, если, к примеру, у пяти прохожих спросить, кто такой Вампилов, и попросить назвать три его пьесы, многие ли вспомнят?
Мерзликин: Думаю, приблизительно половина. Старшее поколение, безусловно, помнит и знает, кто такой Александр Вампилов. Молодые, наверняка, тоже хоть что-то слышали. А если и нет, то не надо им тыкать в лицо и обвинять их в невежестве. Если фильм зацепит, то он придет домой, откроет в интернете его пьесы или купит книжку и наверстает упущенное. Наша задача была рассказать о людях, простых и замечательных. Самых что ни на есть обыкновенных. Таким был Шукшин, таким был Вампилов. С годами мы видим, что эти простые люди — настоящие титаны своего дела. Вершины русской культуры.

культура: Кстати, приятно удивило, с какой скрупулезностью художники создали советский антураж. Многие современные фильмы грешат против исторических деталей.
Мерзликин: Без погружения в атмосферу, в данном случае — в советскую действительность, которую многие из нас еще прекрасно помнят, сложно разбираться в героях. Хотя это не было сверхзадачей. То, что есть такой положительный момент, — большая радость. Художники показали свой профессионализм. Но хочется верить, что зритель оценит не только красивые декорации и картинку, но и уловит — через актеров, мизансцены и взгляд режиссера — дух того времени. Для меня это большая этапная картина, к которой подсознательно я шел не один год. Мне она интересна не только как актеру, но и как человеку. Я хотел поделиться со зрителем тем, что меня вдохновляет, о чем или о ком мне хотелось бы говорить с экрана и со сцены. О людях, которые мне помогают жить в нашем современном мире.