Джекил уходит, Хайд остается

Алексей КОЛЕНСКИЙ

08.11.2018


«Дубликат»
США, 2018

Режиссер: Билл Оливер

В ролях: Энсел Элгорт, Патриша Кларксон, Сьюки Уотерхаус, Мэтт Бомер

16+

В прокате с 8 ноября

На экранах «Дубликат» Билла Оливера — камерная фантасмагория о самом обыкновенном парне, ведущем непростую двойную жизнь.

Джонатан и Джон (Энсел Элгорт) — уживающиеся в одном теле близнецы. С семи утра до семи вечера брат-интроверт вкалывает в архитектурном бюро, а ближе к ночи в нем просыпается гулена-экстраверт. Единственным связующим  звеном двух ипостасей служат записываемые на видеокамеру послания. Джонатан ежедневно инструктирует второе «я»: что есть, как вести себя на людях, с кем дружить, кого избегать. Джон темнит, скрывая сердечную тайну.

Выясняется, что ее зовут Елена (Сьюки Уотерхаус), и она не ведает о двойной жизни кавалера. Дневной брат раскрывает девушке глаза. Она же  проговаривается, что считает этот симбиоз безответственным, но весьма интригующим. Вскоре, поддавшись на «братские» уговоры, Джон разрывает отношения с девушкой. Его место занимает Джонатан. Узнав о предательстве, ночное «я» приходит в неистовство, а Елена внезапно пропадает из сюжета. Ее место занимает пожилой психиатр Мина (Патриша Кларксон). Именно она когда-то разделила сознание своего пациента, создав две личности: дневную и ночную. Поочередно консультируя «обоих клиентов», она, по сути, манипулировала героем.

Нетрудно догадаться, что «жертва обмана» Елена и «заботливый доктор» Мина — одно и то же лицо, а раздвоенная личность невротика — проекция ее запроса на отношения. Женское «сверх-я» увлекается альфа-самцом Джоном, но, понимая, что нестабильный партнер может в любой момент сделать ноги, замещает его пай-мальчиком Джонатаном. По идее, отвергнутой ипостаси надлежит страдать и не находить себе места. Поначалу так и происходит. Но страсть к саморазрушению захватывает избранника Елены-Мины, теряющего контроль над эскападами буйствующего в его теле Джона.

Ничего личного, ничего лишнего: одна камера, один мир и одна любовь не делятся пополам. Победитель забирает все. Из этого сюжета могла бы получиться незаурядная психодрама, но Билл Оливер сознательно избегает острых поворотов, использует блеклые краски и претендует на глобальное обобщение. Режиссер представляет новую, вегетарианскую версию похождений «доктора Джекила и мистера Хайда» в рамках концепции нового мирового порядка, сформулированной архитектором Объединенной Европы Жаком Аттали. Согласно его теории, в наступающем сверхиндустриальном веке «процветающие зоны будут беспечно соседствовать с обширными нищими регионами». «Передовые технологии создадут новые виды изделий и товаров, которые предоставят гражданам недосягаемые прежде возможности, этот процесс будет сопровождаться утратой традиционной привязанности к стране, общине, семье. Новые предметы, которые я называю номадическими (кочевыми), так как все они небольшого размера, изменят в будущем взаимоотношения во всем спектре современной жизни, — пророчил Аттали в программном тексте «На пороге нового тысячелетия». — И прежде всего они изменят отношение человека к самому себе. Новые кочевники будут связаны между собой лишь желанием, воображением, алчностью и амбицией».

За обладание этими «духовными скрепами» и борются братья-соперники. Этим объясняется выбор на главную роль ангелоподобного Энсела Элгорта, воплощающего двух стерильных, среднестатистических, «не ведающих, что творят» антагонистов. Аскетичный Джонатан зациклен на контроле личного периметра, Джон не знает берегов — они прекрасно дополняют друг друга, как и заимствованные у Стивенсона прототипы.

Один верит лишь в карьеру. Второй предпочитает успех у прекрасного пола. Оба тайно завидуют друг другу, желая присвоить чужие достижения.

Первой жертвой подобного раздвоения (воспринимаемого Миной как удвоение) становятся представления о морали и авторитете. Субъект, опирающийся на моральное превосходство, уже не является законодателем мод нового мирового порядка, им выступает агент хаоса. В данном случае — психиатр, способный подселить в тело новую личность или ампутировать имеющуюся. В реальности ту же функцию выполняют манипулятивные технологии, прививающие массам пиетет перед мультикультурным разнообразием и толерантность к порокам. Последние в «Дубликате» остаются фигурой умолчания вследствие солипсизма личностей, квартирующих в одном теле. Мистер Хайд так же не видел в своих эскападах ничего дурного, и сублимированная личность Джонатана-Джона демонстрирует равнодушие к добру и злу.

Любопытная деталь: Мина оговаривается, что изначально в теле ее пациента существовало три личности, но из-за неразрешимых противоречий одну из них пришлось убить. Вероятно, психиатр лжет: оригинальный субъект был начисто стерт, чтобы предоставить жилплощадь зацикленным друг на друге «братьям» — полуфабрикатам дивного нового матриархата.