Good. Save the Queen

Денис БОЧАРОВ

25.10.2018


«Богемская рапсодия»
США, Великобритания, 2018

Режиссер: Декстер Флетчер

В ролях: Рами Малек, Гвилим Ли, Бен Харди, Джозеф Маццелло, Люси Бойнтон, Том Холландер

18+

В прокате с 1 ноября

В прокат выходит «Богемская рапсодия» — попытка подвергнуть художественному переосмыслению творческое наследие группы Queen и ее фронтмена Фредди Меркьюри.

Понятно, что такой фильм должен был рано или поздно появиться. После выхода в 1991 году на экраны картины Оливера Стоуна «Дорз», посвященной одноименной американской рок-легенде шестидесятых, тема музыкальных байопиков не дает режиссерам покоя. Поп- и рок-идолы регулярно берутся «на мушку» голливудскими, британскими, французскими и даже отечественными мастерами экрана. Результат, как правило, оставляет желать лучшего и вызывает массу споров. Уж больно трепетно публика относится к тому, как кинематограф представляет себе их кумиров. А потому попытка «дать» Элвиса, Леннона, Джонни Кэша, Эми Уайнхаус, Виктора Цоя и прочих всякий раз провоцирует массу недовольств.   

Что касается Queen, то это вообще отдельная история. Группа во всех отношениях уникальная: все участники — с высшим образованием (редчайший случай в рок-н-ролле), каждый из четверки написал хит №1 (беспрецедентный случай), а сам Меркьюри практически беспрекословно признается лучшим поп-рок-вокалистом второй половины ХХ века.

Коллектив — столь достойный и заслуженный — по определению не допускает равнодушного к себе отношения. Эту группу можно либо безмерно уважать, либо люто ненавидеть. И создатели картины не могли этого не учитывать, прекрасно осознавая, что, прикасаясь к художественному жизнеописанию Фредди Меркьюри, Брайана Мэя, Джона Дикона и Роджера Тейлора, ступают на зыбкую почву.

Однако — удивительное дело — при том, что людям, энциклопедически подкованным в истории Queen, несомненно, будет над чем поглумиться во время просмотра, от фильма остается вполне приятное послевкусие. Легенда не разрушена, фигура Фредди не исковеркана, а его нетрадиционная сексуальная ориентация не выпячивается на передний план и не привлекает к себе излишнего внимания, что по нынешним временам —большая редкость. К тому же на радость поклонникам да и просто любителям хорошей музыки звуковой фон в большинстве случаев сохранен оригинальный. Авторы ленты учли, что Меркьюри — один из немногих, кого скопировать невозможно.

Вероятно, успех проекта заключается в том, что за «супервайзинг» отвечали хранители «квиновских» традиций, Брайан Мэй и Роджер Тейлор, а сам проект прошел долгий путь от робкого запева до финального аккорда. За восемь лет с момента появления первой информации о фильме картина сменила нескольких режиссеров и исполнителей главной роли. Фирменные выпяченные зубы и неподражаемую сценическую жестикуляцию Меркьюри примеряли на себя Саша Барон Коэн и Бен Уишоу, но экранная партия «королевского» вокалиста досталась актеру египетско-греческого происхождения Рами Малеку. Справился он с ней на твердую «четверку», а, учитывая архисложность поставленной перед артистом задачи, это можно считать грандиозным успехом.  

У фильма два основных недостатка — впрочем, ими страдают почти все рок-н-ролльные байопики. Во-первых, едва ли можно сказать, что лента рассчитана на широкий круг зрителей. На «Богемскую рапсодию» прежде всего пойдут поклонники творчества Queen. Во-вторых, персона Фредди выведена на передний план. Остальные участники группы выглядят практически статистами, что в случае с прославленным, во всех отношениях равноправным британским квартетом, непростительно. Да и визуально парни, при всем мастерстве гримерской работы, не шибко соответствуют прототипам: Тейлор подчеркнуто неформален, Дикон излишне разболтан, а Мэй неоправданно суров.

Еще один скромный недочет кроется в названии картины. Понятно, что, окрестив фильм по самой известной «квиновской» композиции, создатели хотели привлечь максимально обширную аудиторию. Однако в самой ленте «Bohemian Rhapsody» — не главное, акцент сделан на — действительно феноменальном — выступлении группы на знаменитом благотворительном фестивале 1985 года Live Aid.

Но, как бы то ни было, фильм снят, сыгран, озвучен и спродюсирован качественно. Даже самым ортодоксальным «квинистам» ругаться не придется. В общем, как говорится, шоу должно продолжаться.