Пошли на пользу

Ксения ПОЗДНЯКОВА

25.10.2018


«Как прогулять школу
с пользой»

Франция, 2017

Режиссер: Николя Ванье

В ролях: Франсуа Клюзе, Жан Скандель, Франсуа Берлеан, Валери Карсенти и другие

6+

В прокате с 25 октября 

На экраны выходит фильм Николя Ванье «Как прогулять школу с пользой».

Исходя из названия, зритель может подумать, что его ожидает нечто наподобие «Вредных советов» Григория Остера. И будет крайне удивлен, так как ни к вредности, ни к прогулам сюжет не имеет никакого отношения. Скорее, речь идет о школе жизни, где каждому уготованы свои уроки. Некоторые из них могут оказаться печальными и трагическими, другие приведут к внезапным переменам судьбы и встречам, способным перевернуть мир. Но что бы ни случилось, главное — это человеческие отношения, человечное отношение ко всему живому и умение ценить красоту и наслаждаться мгновением.

Современному ребенку поначалу будет сложно следить за тем, как медленно и подробно создатели ленты рассказывают о судьбе сиротки Поля, который в середине двадцатых годов прошлого века переезжает из Парижа в маленькую деревеньку Солонь и из колючего несмышленыша становится юношей, достойным даже графского титула. В интервью Николя Ванье не раз говорил, что для него было важно, чтобы сегодняшние дети, увешанные различными гаджетами, отвлеклись от виртуального мира и погрузились в реальный, где люди живут своим трудом, а природа полна настоящих чудес. И если первый час воспринимается с некоторыми усилиями, то вторая часть, более динамичная и событийная, по-настоящему захватывает, а каждый персонаж — будь то старый граф, цыганская девочка или браконьер Тотош — становится близким знакомым. Что касается главного героя, то в нем угадываются черты Тома Сойера, Оливера Твиста, маленького лорда Фонтлероя, приятеля Карлсона Малыша и мальчика в коротеньких штанишках из «Мэри Поппинс, до свидания», которому здорово влетело от мисс Эндрю.

Конечно, прогуливать школу ради фильма не следует, но посвятить ему выходные —определенно стоит.


Франсуа Клюзе: «Современные дети считают, что кур разводят прямо в супермаркете»

После премьеры обозреватель «Культуры» встретилась со звездой французского кино Франсуа Клюзе, исполнившего роль браконьера Тотоша.

культура: Чем Вас привлекла роль в этом фильме?
Клюзе: Меня всегда интересовали сложные, многогранные персонажи со всеми их парадоксами, достоинствами и недостатками. Не стоит судить людей, когда не знаешь тех горестей, что они пережили. Я всегда говорю об этом своим детям. Мне нравятся герои, в которых много всего намешано. Каждый артист склонен к размышлениям. Он пытается найти то, что спрятано за видимой стороной. Вот что меня занимает. Не то, что видно с первого взгляда, а то, что требует более внимательного разбора.

культура: Тотош становится для маленького мальчика своеобразным учителем жизни. А если бы Вы могли дать совет себе маленькому, что бы сказали?
Клюзе: Верь в себя. В свою судьбу. Твоя жизнь не зависит ни от обстоятельств, ни от случая, ни от везения. Когда я слышу, как какой-нибудь ребенок говорит «у меня все получится», то понимаю, он на верном пути, а когда жалуется: «мне не везет, у меня ничего не выйдет», начинаю за него волноваться. Вообще мне кажется, очень важно верить, что у тебя все получится. Это окрыляет.

Вы знаете, мне кажется, возраст 10–12 лет очень важен для ребенка. Он начинает открывать для себя мир, становится более независимым. Кстати, именно в этом возрасте впервые задумался, кем хочу стать, понял, что хочу выходить на сцену, слышать аплодисменты, играть в кино.

культура: Действие ленты «Как прогулять школу с пользой» происходит в конце 20-х, в «Красном ошейнике» Ваш герой живет во времена Первой мировой войны. А какой Ваш любимый исторический период и почему?
Клюзе: Я бы назвал день сегодняшний. Почему? Потому что я живу здесь и сейчас. И вместе со мной на планете проживают шесть миллиардов человек. И мы неразрывно связаны. К тому же сейчас происходят фантастические изменения в области технологий. Они буквально взяли над нами верх. Больше всего меня сейчас занимает, как научиться одновременно пользоваться всеми этими техническими новинками и при этом жить в гармонии с природой, не дать ей погибнуть. У нас в фильме есть сцена, где мой герой достает из садка кролика. Режиссер сказал мне: «Погладь его перед тем, как сунуть в мешок. Ты должен поблагодарить его, потому что он не дал твоему герою умереть с голоду». Сегодня, если ребенка спросить, откуда взялась курица, он скажет — из супермаркета. Нужно уважительно относиться к животным, растениям — ко всему, что вместе с нами населяет эту планету. Кроме того, было бы неплохо найти какие-то механизмы, которые вернули бы нас к подлинным ценностям.

культура: Собственно, о них как раз идет речь в фильме Ванье. «Как прогулять школу с пользой» — настоящий гимн природе. Думаете, она интереснее, чем виртуальный мир?
Клюзе: Без всякого сомнения. Желание куда-то идти, с кем-то общаться, плакать, смеяться не зависит от наличия смартфона в вашей руке. Техника — это всего лишь инструмент. Чтобы забить гвоздь, нужен молоток, а чтобы отправить мейл — смартфон. Но смысл жизни заключается в любви, в желании узнать другого человека и попытаться его понять.

культура: Если мы заговорили о любви... В фильме «Встреча» есть красивая фраза: «Если не хотите, чтобы отношения заканчивались, не начинайте их». Согласны?
Клюзе: Нет. Я бы сказал наоборот. Нужно начинать отношения, не задумываясь, что они могут закончиться. Великие истории любви измеряются не временем. Если отношения продлились тридцать лет — это не значит, что в них было больше чувств, чем в тех, что длились год. Но если вы действительно не хотите, чтобы любовные отношения заканчивались, главное — ценить другого. Участвовать в его жизни, радоваться его успехам.

культура: А в вечную любовь верите?
Клюзе: Вечная любовь существует. Например, я часто говорю жене, что буду любить ее 200 лет, и в этот момент не лукавлю. Другое дело, жизнь штука изменчивая. Когда мы влюбляемся, нам кажется, что это навсегда, а потом оказывается, что это было всего лишь временным увлечением. Но, повторюсь, неважно, сколько длилась любовь, важна сила, с которой мы любим.

культура: Вашего Тотоша называют по-настоящему свободным человеком. А что такое свобода для Вас?
Клюзе: Свобода, как я часто говорю своим детям, — это независимость. Маленьким вы зависите от родителей, они вас кормят, поят, оплачивают образование. Подлинная свобода начинается, когда вы уходите в автономное плавание. К сожалению, мужчинам это дается легче, чем женщинам. Меня это тревожит. У меня три дочери, и я хочу, чтобы они были свободны, независимы наравне с мужчинами. Чтобы они могли найти работу, обеспечивать себя. Еще недавно считалось нормальным, что женщина сидит дома, а мужчина зарабатывает деньги. Но это унизительно для женщины. Конечно, не стоит меняться местами, чтобы мужчина сидел дома. (Смеется.) Это слишком. Но все-таки женщина должна быть независимой. Это позволяет ей не быть пленницей, в том числе в браке. Самое ужасное, как мне кажется, оставаться рядом с человеком, с которым больше не хочешь быть вместе, только потому, что тебе некуда пойти, что ты не можешь себя прокормить.

культура: Сегодня Вы невероятно популярны. Каково Ваше мнение о современном французском кино? Может ли оно соревноваться с американским?
Клюзе: Американское кино соответствует своей стране. Это кино жестокости и насилия. К примеру, им нет равных в боевиках. Мы же европейцы, нам свойственны иные качества. У нас другое кино. Итальянские, французские фильмы более человечные, в них говорится о недостатках, подлости, трусости, о способности любить, ненавидеть. Что касается современного французского кино, то все не так плохо. Нас поддерживает государство. На мой взгляд, это правильно, когда государство уделяет внимание кино и культуре в целом.

культура: И традиционный вопрос: понравилась ли Вам Москва и не было ли у Вас предубеждений перед поездкой в Россию?
Клюзе: Мне кажется, что сегодня предубеждения касаются не только России. В мире есть опасная тенденция не доверять друг другу, отсюда, собственно, и рост национализма. О России я мало знаю, я у вас впервые, так что не могу судить. Сегодня нам, как никогда, не хватает доверия. Пора понять, что мы живем на одной планете, дышим одним воздухом. Вот мы сейчас сидим в одной комнате, стоит ли нам вооружаться до зубов и не доверять друг другу? По-моему, куда правильнее и продуктивнее — попытаться найти общий язык, как мы с вами. Так и в мире.