Из жизни ветеринарного врача

Алексей КОЛЕНСКИЙ

28.09.2018


«Сердце мира»
Россия, Литва, 2018

Режиссер: Наталия Мещанинова

В ролях: Степан Девонин, Дмитрий Поднозов, Яна Сексте, Витя Оводков, Евгений Сытый

18+

В прокате с 27 сентября

На экранах «Сердце мира» Наталии Мещаниновой, удостоившееся трех наград «Кинотавра», включая Гран-при. Год назад сочиненная сценаристом Мещаниновой и режиссером Борисом Хлебниковым «Аритмия» покорила зрителей и собрала урожай профессиональных наград. Вдохновленные успехом, соавторы сделали рокировку и продолжили поиски образа героя наших дней.

На сей раз речь идет не о бескорыстном враче неотложки, а о юном ветеринаре, сбежавшем от городской суеты в таежную глушь. Нелюдимый парень оказывается «шкатулкой с секретом». Чтобы разгадать главного героя, следует учесть правила авторской игры — визуальные решения «Сердца мира» не менее существенны и не менее выразительны, чем сюжетные ходы.

Первый кадр: рука погружается в реку, отражение рассыпается в скользящих по поверхности кругах. Первый же игровой эпизод задает библейский подтекст: раннее утро, белоснежные козлята будят «пастыря». Парень просыпается, кормит подопечных, затем спешит на помощь подранной сородичами алабаихе Белке. Егору (Степан Девонин) предлагают усыпить животное, «чтоб зря не мучилось», но он молча зашивает и выхаживает пациентку, ставит на лапы. На фоне пасторального пейзажа портрет отшельника складывается из осколков будничной прозы.

Личная территория ветеринара — крохотная бытовка. Напротив располагается хозяйский ковчег, где проживает крепкий мужик, разводящий лис для притравки охотничьих псов (Дмитрий Поднозов), его жена (Екатерина Васильева), незамужняя дочь (Яна Сексте) и внук-первоклассник (Витя Оводков). Егор сторонится обитателей хутора, имеющих на него определенные виды, неохотно приобщается к семейным трапезам, предпочитает возиться с собаками и лисами. Раздается телефонный звонок: мама умерла. Егор откупается от необходимости ехать на похороны переводом двух с половиной тысяч рублей. Отношения с приютившим его семейством не складываются. Отрекшийся от матери парень избегает предъявляющей на него права человечьей стаи, буквально дичится. Стоит отметить два важных образа: алабаи — свирепые сторожевые псы, а лисы — одомашненные хищники, не способные выжить в дикой природе. Это же можно сказать о тянущемся к человеческому теплу и всякий раз разрушающем наметившуюся коммуникацию ветеринаре. В этой раздвоенности — суть его человеческой трагедии и предмет детального исследования режиссера. Ветеринар сжился с мыслью, что никто в этом мире никому не нужен. Жизнь поправляет героя, но урок оказывается жесток. Отстаивая приватную форму существования, Егор добровольно взваливает на себя лишние хлопоты и звереет, когда на его заимку покушаются «зеленые» активисты, обеспокоенные судьбой одомашненных лисиц. Защищая хозяйство, добрый доктор превращается в спущенного с цепи пса и внезапно находит внутреннее равновесие. При этом спонтанная агрессия оказывается изнанкой ненависти к себе и одновременно жаждой признания. Чьего именно? Кого Бог послал. Безответным зверушкам, а вовсе не крепким хозяйственникам, необходимы забота и опека. Именно они учат героя доверять индивидуальным, а не социальным инстинктам, не оглядываться на прошлое и не грезить о будущем, жить настоящим. Животная красота и человеческая маета переливаются как в калейдоскопе — глаз не оторвешь. Выражение «органичен, как собака» подходит не только к Степану Девонину, но и к обнюхивающей, вылизывающей доверенную территорию камере Евгения Цветкова.

Преодолев инерцию сбивчивой «Аритмии», Наталия Мещанинова вышла на иной образный уровень. Обрубивший связь с корнями, герой стал наблюдателем абсолютно чуждой, непостижимой семейной жизни, с каждым днем все острее чувствуя себя изгоем; но нашел силы одолеть отчаяние, прикоснуться к «сердцу мира» и обрести внутреннюю ясность.