Все о моей матери

Алексей КОЛЕНСКИЙ

15.08.2018


«Mamma Mia! 2»
Великобритания, США, 2018

Режиссер: Ол Паркер

В ролях: Аманда Сайфред, Лили Джеймс, Мэрил Стрип, Кристин Барански, Джули Уолтерс, Пирс Броснан, Колин Ферт, Стеллан Скарсгард, Шер, Энди Гарсиа, Доминик Купер

16+

В прокате с 16 августа

В кинотеатрах — самый теплый хит сезона, сиквел экранизированного десять лет назад мюзикла «Mamma Mia!», ставшего последним шоу самой популярной попгруппы в мире.

Режиссер Ол Паркер поступил как нельзя лучше: вместо того, чтобы затеять очередной свадебный переполох, он сплел очаровательную рамочку для оригинальной картины из любовных, но так и не увенчавшихся счастливым браком историй матери и дочери. Закольцевал две жизни и судьбы. Превратил комедийную безделицу 2008 года в семейное ревю с подзаголовком Here We Go Again («А вот и снова мы»).

Итак. С момента большой греческой свадьбы на островке Калокаири минуло пять лет. Так и не вышедшая замуж Софи (Аманда Сайфред) решила восстановить обветшавший отель покойной родительницы и зазвать на открытие всю «родню» — трех своих предполагаемых отцов (Пирс Броснан, Колин Ферт, Стеллан Скарсгард), пару подружек покойной матери (Кристин Барански, Джули Уолтерс), бывшего жениха (Доминик Купер) и бабушку (Шер).

Девушка разослала письма и предалась воспоминаниям о прихоти фортуны, забросившей маму Донну в полусонный закоулок Средиземноморья (исполнить роль молодой героини Мэрил Стрип доверили голливудской «Золушке» Лили Джеймс). Выяснилось, что во всем виновата ABBA, вдохновившая студентку британского колледжа распеться, сколотить трио, оторваться на выпускном вечере, пуститься в свободное плавание и в том же 1979 году причалить к единственному клочку суши, где ее незамысловатое кавер-шоу обрело шумный успех. Попутно у Донны случились три романа, родилась дочь, а затем появилась гостиница.

Режиссер Ол Паркер превратил историю матери-одиночки в карнавал, заключив «пену дней» юной оторвы Донны в ностальгические грезы мечтательной Софи. Эпизод за эпизодом происходит одно и то же: попадая в житейские ловушки, Донна принимается петь и «приплясывать», совершая плавные телодвижения своих кумиров. На ABBA-шоу стекаются поклонники, наперебой предлагающие «пропадающей в житейском море» золотой рыбке мужское внимание и посильные услуги. В их глазах сомнительная солистка обращается принцессой, и далее Донна уже не расстается с этой ролью: мужики ловятся и срываются с ее нехитрой удочки, но песня остается с человеком.   

Об этом же, собственно, свидетельствует история феерического успеха скандинавской четверки. Своевременно догадавшись, что ни вокальные, ни внешние кондиции не позволяют рассчитывать на славу рок-звезд, шведские самородки Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус поймали англоязычную аудиторию в хитро сплетенную сеть, синтезировав позаимствованные у классиков барочные и простонародные темы с вокалом Агнеты Фельтског и Анни-Фрид Лингстад. Главное чудо мгновенно прославившегося квартета АВВА состояло не в светлой легкости запоминающихся мелодий, а в том, что женские голоса звучали абсолютно синхронно, оставляя чувство приятного недоумения: кто же, собственно, исполняет главную партию? О ком эта музыка? Ответ — светлый образ лирической героини — дарил каждый новый хит. «Располовиненная» Агнетой и Анни-Фрид, простушка то жаловалась на жестокий гнет материальных обстоятельств («Money, Money, Money»), то маялась любовью к латинскому мачо («Fernando»), то хвасталась доставшимся школьному учителю поцелуем («When I Kissed the Teacher»), а в главном хите группы запросто исповедовалась в усталости от сцены мужчине мечты, который — точно — в этот томный вечер проник в зрительный зал («Dancing Queen»). Неуловимые, кокетливые, вальсирующие флюиды «женщин, которые поют» играли всеми оттенками радуги: текстовик задавал речитатив с тавтологичным рефреном («Super Trouper», «Honey, Honey», «Money, Money, Money»), мелодист крутил шарманку на бодрый мотив. Алхимия между сентиментальным дуэтом и электрическими аккордами, вальсом и маршем покорила планету. Причем навсегда.

Эта же игривая амбивалентность стала сюжетным лейтмотивом обеих картин — комедийного мюзикла 2008 года и нынешней вольной, трагикомичной ретроспекции по его мотивам. В воспоминаниях дочери жизнь матери представляется вокальным ревю, а ее собственная — обуреваемой штормами немотой одиночества. Перемежающиеся эпизоды беззаботного прошлого и печального настоящего создают эффект полифонии, но половинки срастаются, когда затерянная на острове дочь узнает в «бегущей по волнам» матери себя. И тут (так же, как в первой ленте, совершенно в духе группы АВВА) в гости к заневестившейся русалке слетаются заплутавшие Одиссеи — неунывающие папаши и женихи. Да не одни, а с флотилией поклонников. Присоединиться к этой веселой компании стоит прежде всего фанатам мюзикла.