Он — главный экспонат

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

28.06.2018


«Ван Гог. Золото и лазурь»
Италия, 2018

Режиссер: Джованни Пискалья

В ролях: Валерия Бруни-Тедески

16+

В прокате с 21 июня

В киносреде не утихает интерес к наследию Ван Гога. Не успели зрители подивиться анимационному фильму «С любовью. Винсент», над которым работала большая польско-английская команда, как на экраны вышла новая лента, посвященная мастеру, на этот раз созданная итальянцами. Ее точный перевод — «Между пшеницей и небом», именно так называлась недавняя выставка в базилике Палладиана в Виченце, ставшая основой документальной картины. Однако наши прокатчики выбрали более поэтичный вариант «Золото и лазурь», вероятно, желая заинтриговать зрителей.

Фильм, подобно другим лентам, освещает основные этапы биографии художника. Правда, под необычным углом — через призму коллекции Хелен Крёллер-Мюллер, собравшей в начале XX века около 300 работ Ван Гога. В проекте в Виченце участвовали 40 картин и 85 редких рисунков из основанного ею музея, который обладает вторым в мире крупнейшим собранием произведений художника (после Музея Винсента Ван Гога в Амстердаме). Между тем о детище Крёллер-Мюллер, расположенном в национальном парке Де-Хоге-Велюве, многие попросту не знают. Площадка находится в полутора часах от голландской столицы, близ поселения Оттерло. Выбирая место для будущего хранилища, Хелен исходила из футуристичной веры в развитие технологий: расстояния не казались ей помехой. Музей распахнул двери в 1938-м, однако туристам до сих пор приходится прикладывать усилия, чтобы попасть в сокровищницу: из Амстердама можно добраться лишь с пересадками. Впрочем, о потраченном времени вряд ли кто жалеет, ведь здесь хранятся «Ночная терраса кафе» (1888) и «На пороге вечности» (1890).

Хелен Крёллер-Мюллер одной из первых стала собирать Ван Гога. Приехав в 1912-м в Париж, она, словно на сафари, охотилась за непризнанными шедеврами. Впрочем, интересовалась и другими авторами того времени: в музее есть творения Поля Гогена, Пабло Пикассо, Жоржа-Пьера Сёра и Пита Мондриана. Авторы ленты утверждают: в основе интереса коллекционера к Ван Гогу была не только любовь к искусству — все дело в родстве душ. Оба отличались скромностью, человеколюбием, а также испытывали тягу к эпистолярному жанру. Письма Винсента к брату Тео давно стали притчей во языцех; Крёллер-Мюллер также вела обширную переписку. Подобные «сближения» следует оставить на совести режиссера. А вот с тезисом о том, что голландец остался в истории во многом благодаря Хелен, можно поспорить. Огромную роль в сохранении памяти сыграла жена Тео, Йоханна Ван Гог-Бонгер. Внезапно овдовев (Тео ушел через полгода после брата), она обратилась к письмам Винсента мужу. И неожиданно открыла вселенную неординарного художника. Поначалу над ней смеялись, обвиняли в невежестве и фанатичности. Однако Йоханна не сдавалась. В 1914 году она подготовила и выпустила первый том эпистолярного наследия живописца. Кроме того, регулярно одалживала работы на выставки и занималась семейной историей. Коллекция картин Винсента перешла к ее сыну, Винсенту Виллему, который затем передал ее специально открытому Музею Ван Гога в Амстердаме. Благодаря настойчивости Йоханны, практически не знавшей художника (она стала женой Тео за год до смерти мастера), мир открыл для себя несчастного гения.

Впрочем, спор о «первенстве» может длиться бесконечно. Важнее другое: искушенный зритель не узнает из фильма ничего принципиально нового, но и вряд ли заскучает, ведь лента предлагает насладиться возможностями, недоступными музеям, — экстремально крупными планами, четкостью деталей — когда виден каждый мазок. Несколько необязательным выглядит участие в картине актрисы Валерии Бруни-Тедески, сестры знаменитой Карлы Бруни: она появляется в церкви в Овер-сюр-Уаз — городке, ставшем последним пристанищем Ван Гога. Гораздо более сильным и символичным выглядит образ пшеничного поля, заявленный в названии. Напоминающий о любви к простым людям и тяжелому труду, он стал лейтмотивом творчества художника. Подобные пейзажи отражали душевное состояние живописца: недаром одной из последних работ была мрачная картина «Пшеничное поле с воронами» (1890) — с дорогой, уходящей за горизонт. «Жизнь прожить — не поле перейти», — трагично заключил лирический герой стихотворения Бориса Пастернака. «Печаль будет длиться вечно», — произнес перед смертью Винсент Ван Гог.