В октябре 41-го

Алексей КОЛЕНСКИЙ

21.06.2018


«Прощаться не будем»
Россия, 2018

Режиссер: Павел Дроздов

В ролях: Андрей Мерзликин, Сергей Горобченко, Егор Бероев, Артур Ваха, Анатолий Гущин, Алена Чехова, Анна Чурина, Ксения Петрухина, Александр Робак, Андрей Смоляков, Юрий Кузнецов, Дагун Омаев, Родин Долгирев, Анна Пескова, Елена Захарова, Ксения Алферова

6+

В прокате с 21 июня

В кинотеатрах — премьера шпионского детектива, претендующего на то, чтобы стать народной мелодрамой, — «Прощаться не будем». Лента Павла Дроздова приурочена к 22 июня — Дню памяти и скорби. В лучших советских традициях суровая правда войны предстает в галерее впечатляющих актерских работ.

Октябрь 1941 года, прифронтовой Калинин. Наступающим немцам противостоит горстка ополченцев без артиллерии, пулеметов, гранат. На выручку спешат стрелковые дивизии генерал-полковника Ивана Конева (Андрей Смоляков), но численность его сил уступает врагу в десять раз. В городе неспокойно. Диверсанты разбрасывают листовки, грабят склады, готовятся взорвать единственный мост через Волгу и отсечь защитников от прибывающих частей. Взятие Калинина откроет вермахту прямой путь на Москву, Ленинград и Ярославль. Начальник областного управления НКВД майор Токарев (Артур Ваха) подозревает, что в штабе обороны окопался предатель. Не понимая, на кого можно положиться, Токарев поручает раскрыть заговор заместителям — майору Горохову (Сергей Горобченко), лейтенанту Тимофееву (Егор Бероев) и коменданту Калинина майору Сысоеву (Андрей Мерзликин). Однако режиссера интересуют не шпионские страсти, а свойства человеческой натуры и цена, которую осенью 1941-го жители Калинина заплатили за будущую Победу.

Авантюрные и мелодраматические перипетии используются здесь как материал для реконструкции чувств, тлевших после Гражданской войны. Каждая семья по-своему переживала отчаяние, бессилие или решимость выстоять любой ценой. «Прощаться не будем» — это гимн людям, на краю смерти цеплявшимся за сюжеты личной жизни, воссоединявшимся, рвавшим, испытывавшим друг друга на прочность, внезапно обретавшим опору или утрачивавшим почву под ногами. Экспрессионистское полотно сплетается и распускается из семи семейных драм, каждая из которых вызывает героев на передовую, в промерзшие окопы и в последнюю атаку. Тут нет правых, виноватых, сомневающихся, недолюбивших или преданных маленьких людей — никого, кто решился бы укрыться за спинами идущих на смерть товарищей, напутствовавших друг друга: «Прощаться не будем!» Больше всего в работе восхищает дерзость постановщика, не стесняющегося лобовых ходов, разыгрывающего пронзительные сцены на острие атаки и линии огня. Тонко сыграны партии супругов Гороховых (Горобченко и Чурина) и Сысоевых (Мерзликин и Пескова). Но больше всего трогает драма персонажей Александра Робака и Ксении Петрухиной. Десятилетняя девочка, которую дезертировавший отец пытается вывести в тыл, приходит в исступление, потому что понимает: мой папка — предатель. Ребенок возвращается в осажденный город и тем самым вынуждает родителя ринуться в смертельный бой. Да, у некоторых были счеты к советской власти, но война, ставшая народной, заставила посмотреть на собственную жизнь и судьбу страны по-иному.


Павел Дроздов: «Если мы хотим, чтобы наши дети знали историю страны, нужно найти современный киноязык»

«Культура» встретилась с постановщиком ленты Павлом Дроздовым.

культура: На картину Вас вдохновили эпизоды семейной хроники?
Дроздов: История моих предков, история родного города. Моя прабабушка с бабушкой часто вспоминали, как в последнюю минуту бежали из Калинина от наступавших немцев. Увиденная вблизи война оказалась для них абсолютно внезапной бедой, навсегда изменившей жизнь и судьбу.

Кроме того, я вырос на великих фильмах — «Они сражались за Родину», «Аты-баты, шли солдаты» и «Проверке на дорогах». Готовясь к съемкам, мы долго работали в архивах, использовали в картине исторические свидетельства и даже оставили героям имена их прототипов — возглавлявшего управление НКВД майора Токарева и коменданта города майора Сысоева. Немецкие диверсанты, двойные агенты активно орудовали в Калинине, это факт. В картину вошли также подлинные реплики — в частности, слова Ивана Конева, едва прибывшего в город и пресекшего бабий бунт у штабного крыльца фразой: «Пойду посплю часок, а затем решу накопившиеся вопросы!»

культура: Вы показали окопную правду Войны и — параллельно — ее изнанку, тыловую жизнь, в которой есть место предательству, трусости и скорому неправому суду. Не опасались сгущать краски?
Дроздов: Нет, и я рад, что мне доверили перенести замысел на экран. Все было непросто, да и как могло быть иначе? Многие люди, которым к 1917 году исполнилось двадцать лет, успели повоевать в Гражданскую и остались по разные стороны фронтов Великой Отечественной войны.

культура: Но для каждого из нас Родина начинается с семьи и служение ей — с привитых в детстве понятий чести, долга, морали.
Дроздов: Безусловно. Человек растет, влюбляется, дружит, ненавидит, все частные истории переплетаются в один клубок, который бывает чрезвычайно сложно распутать и решить: кто свой, кто чужой и на чьей ты стороне?

культура: «Прощаться не будем» можно назвать как кинороманом, так и кинокомиксом. Вы не сразу решились снимать войну в лихом монтажном  формате?
Дроздов: Да. Первый вариант сценария был написан в форме классической советской военной драмы, но масштабная тема вела нас дальше, заставляла снова и снова впрягаться в архивную работу и в конце концов свернуть с этого пути в более энергичное, зрительское русло. Так появился эпизод с единственным на тот момент мостом через Волгу, на котором разыгрывались человеческие и семейные драмы: люди расставались навсегда, рыдали, кто-то уходил в тыл, другие возвращались в ополчение, на фронт. До сих пор не знаю, какое бы решение принял я. Один из рабочих вариантов названия картины — «Рубикон».    

культура: Как Вам удалось не потонуть в изобилии драматических сюжетных линий?
Дроздов: Благодаря тщательной подготовке. Я прекрасно понимал каждого персонажа и точно знал, чего хочу добиться. Подбирал исполнителей под видение общей картины. С некоторыми артистами подробно репетировал, с кем-то проговаривал решение сцен, иногда просто беседовал о жизни, о том времени и личных вещах, например, с самой юной исполнительницей Ксюшей Петрухиной. У меня нет общего подхода к работе с актерами, я пытаюсь понять всех, их творческие пути, ведь картина — коллективное целое. Если каждый не принесет в нее частичку себя, ничего не получится.

культура: Давно не видел на экране такого разнообразия кинематографичных фактур: краснокирпичные здания, белоснежный и грязно-серый снег, тусклый блеск сумерек, десятки состояний непогоды...
Дроздов: Мы с художником много думали над этими вещами. Когда поняли, что съемки перетекают в зиму, решили поселить наших героев в Морозовских рабочих казармах на нашей тверской Пролетарке: сочетание красного, белого, серого дало суровое настроение, хотя мы старались его не педалировать. Для меня важно было соблюсти баланс и достоверность — в «Прощаться не будем» нет правых и виноватых, должного и невозможного. Любой персонаж принимает индивидуальное решение и сполна отвечает за него.

культура: И все-таки что позволило нам собраться и выстоять в черные октябрьские дни 41-го года?
Дроздов: У меня нет однозначного ответа, и, я надеюсь, каждый зритель сделает собственный вывод. Приходят поколения, которые не готовы смотреть прекрасные советские фильмы о войне. Если мы хотим, чтобы наши дети знали историю нашей страны, нужно найти современный киноязык.

культура: Над чем трудитесь?
Дроздов: Заканчиваю монтировать 12-серийный исторический шпионский детектив «Смотритель маяка» с Егором Бероевым и Максимом Дроздом. Надеюсь, он выйдет в эфир этой осенью. Параллельно снимаю детектив «Ростов» с Артуром Смольяниновым о невероятной судьбе реального начальника угрозыска Ростова-на-Дону, перековавшегося в сыщики из бандитов.