Далеко не «Первые»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

12.06.2018


«Первые»
Россия, 2017

Режиссер: Дмитрий Суворов

В ролях: Наиль Абдрахманов, Евгений Ткачук, Алина Ланина, Данила Якушев, Сергей Рост, Валерий Баринов, Александр Дьяченко, Сергей Терещенко

12+

В прокате с 7 июня

В начале было шоу. Летом 1981 года хит-парад СССР возглавила ленкомовская рок-опера «Юнона и Авось». Захаровская феерия впечатлила корреспондента газеты «Молодежь Якутии» — ​четыре года спустя Владимир Федоров поднял паруса, опубликовав на страницах издания поэму «Созвездие Марии», вскоре переработанную в мюзикл.

Якутская «аллилуйя любви» представляла романтичного русского морехода в двух ипостасях — ​на сцену вышли друзья-соперники Семен Челюскин и Василий Прончищев, роль музы таймырских исследователей досталась супруге и попутчице последнего Марии (на самом деле она звалась Татьяной). Скудная историческая фактура раззадорила воображение поэта, напичкавшего «Созвездие» придворными интригами, дуэлями, бесконечными клятвами в любви под перезвон чарок и кубков. На десерт подавался «краткий синопсис» Великой Северной экспедиции и посмертное явление Петра Первого, благословлявшего орлов на дальнейшие подвиги.

С кино галантным первопроходцам не повезло: во второй половине 80-х страну покорили «Гардемарины» Светланы Дружининой. Схожие герои экрану были не нужны. О легкомысленных «Колумбах» вспомнили лишь сейчас, когда Минкультуры выдало квоту на производство историко-патриотических лент. Видимо, ничего более достойного не нашлось. Выбив бюджет, продюсеры заказали усушку и утруску «Созвездия Марии», взяв в качестве образца все тех же «Гардемаринов» и «Россию молодую» Ильи Гурина. Ради правдоподобия вернули героине историческое имя Татьяна. Вымарали из мюзикла не выдержавшие испытание временем песенки, сократили список действующих лиц, сколотили внушительную дубель-шлюпку. Но зачем-то свернули с прямого пути героической одиссеи и принялись куролесить. Назначили Татьяну (Алина Ланина) приемной дочерью руководителя северных экспедиций Витуса Беринга (Валерий Баринов), выдали ее за нелюбимого вельможу Фарварсона (Юрий Рост), тайком провели на «Якуцкъ» и превратили беглянку в яблоко раздора капитана Прончищева и штурмана Челюскина. Однако и этого им показалось мало — ​организовали пиратский заговор. Затем, шутя, утопили любовную линию: отчего гламурная Татьяна предпочла сухаря Прончищева (Наиль Абдрахманов) удалому Челюскину (Евгений Ткачук), осталось загадкой. В довершении бед на большой воде стало ясно, что «Якуцкъ» мало пригоден для судоходства, а, впрочем, это было уже неважно — ​всю дорогу судно служило лишь эстрадой для выяснения отношений. Со светской жизнью вышло совсем некрасиво: словно нарочно выбирая самые неудачные точки съемки, оператор «усиливал» вялые бессюжетные эпизоды монотонными наездами камеры, ломавшими геометрию мизансцен.

Авторские вольности и ляпы можно было бы извинить, если бы создатели ленты хотя бы попытались сделать яркое, живое, приключенческое кино. Попробовали ответить на вопрос, что двигало смельчаками, бросавшими жизни на алтарь Отечества? Что заставило их участвовать в Великой Северной экспедиции? Жажда земной славы, идеалы христианского служения, безрассудная отвага, охота к перемене мест или банальная любовь к приключениям? В фантазийном, кое-как перешитом из мюзикла сценарии нет даже намека на то, что авторов интересовали мотивы главных героев и их исканий. В итоге характеры остались нераскрыты, а тема первых полярных подвигов похоронена на годы вперед. Вряд ли кто-то в ближайшее время вновь рискнет обратиться к этому сюжету. И «Первые» станут последними.