Приказано уничтожить

Алексей КОЛЕНСКИЙ

07.06.2018


«Решение о ликвидации»
Россия, 2018

Режиссер: Александр Аравин

В ролях: Игорь Петренко, Алексей Вертков, Алексей Шевченков, Аюб Цингиев, Дмитрий Парастаев, Сослан Фидаров, Дагун Омаев, Иван Шахназаров

12+

В прокате с 7 июня

На экранах — военный боевик Александра Аравина «Решение о ликвидации», рассказывающий о спецоперации по уничтожению Шамиля Басаева. Представляя картину, продюсер Карен Шахназаров подчеркнул: «Мы почти ничего не придумывали, все так и было...»

Существует масса вариантов реконструкций. Один режиссер, не отрываясь от земли, фиксирует хронику событий подвижной камерой. Иной, панорамируя с высшей точки, вписывает локальный сюжет в контекст большой истории. Гендиректор «Мосфильма» избрал срединный путь: сложил картину из деталей реальных спецопераций, продемонстрировав, как взаимодействующие сюжетные линии формируют момент исторических сил.

Сложность состояла в том, что образ чеченских войн в общественном сознании «слипся» с чередой поражений, предательств и все еще слабо рифмуется с гордым словом «победа».

Террористам почти удалось закошмарить страну, представив Россию безвольной заложницей. В соответствии с данной повесткой, чудом избежавший смерти в чеченском плену герой картины — оперативник ФСБ Егор (Игорь Петренко) — отказывается вновь возвращаться на Кавказ. Но, получив неограниченные полномочия от сослуживца, руководителя спецгруппы Равиля (Алексей Вертков), неожиданно меняет решение. Генерал Петров (Алексей Шевченков) поручает парням ликвидировать «цель номер один» — главу террористического подполья.

В ходе дальнейших мероприятий выясняется, что решение о ликвидации принято неспроста: боевик собирается похитить новейшие системы ПЗРК и атаковать президента России. Эти стволы и являются единственной «наживкой», способной подцепить душегуба на крючок.

«Решение о ликвидации» — первый за долгие годы фильм с отчетливым мужским характером, проявляющимся в жестком темпоритме производственной драмы о героических буднях защитников Родины. Более того, Шахназарову и Аравину удалось покорить новую вершину, пройдя по натянутому канату между психологическим триллером и кинокомиксом, ни на секунду не изменить правдоподобию.

Путь к успеху был труден: работа над сценарием продолжалась четыре года, с проекта слетел не один драматург и постановщик, но результат превзошел ожидания — во многом благодаря харизматичным осетинским артистам и выдающемуся оператору Алику Тагирову. А главным соавтором картины стала новейшая история — сирийская война, на которой Россия доказала всем: данные на Кавказе гарантии мира не были пустыми обещаниями. Пережив кошмар девяностых, государство больше не намерено драться на собственной территории и готово решать вопрос о ликвидации угроз своим рубежам на дальних подступах. Но актуальным остается и девиз Шамиля: «Россия только начинает вставать с колен, а мы отрубим ей голову». Против этой напасти существует одно надежное средство — проанализировать прошлое, учесть собственные просчеты и не допускать подобного в будущем.