Прекрасная анонимка

Алексей КОЛЕНСКИЙ

11.05.2018


«Анон»
США, 2018

Режиссер: Эндрю Никкол

В ролях: Клайв Оуэн, Аманда Сайфред, Колм Фиор, Джонатан Поттс, Себастьян Пижотт, Джо Пинг

16+

В прокате с 10 мая

В кинотеатрах — неброская антиутопия Эндрю Никкола «Анон». Промежуточный итог размышлений о судьбе человечества в недалеком будущем.

Четкая графика, обесцвеченная среда; улицы, машины, прохожие голосуют за пятьдесят оттенков серого — не из соображений моды, а в силу прогресса медиатехнологий. Недалекому будущему не к лицу яркие краски, броские фасоны, рекламный шик: в кадре — мир, где у каждого имеется встроенный в мозг микрочип «третий глаз», позволяющий мгновенно подключаться к общей сети и считывать всю доступную информацию о любом предмете или лице. К каждому явлению прилагается виртуальный подстрочник: цена, размер, параметры; или — имя, возраст, должность... Повседневность прозрачна, схематична, скучна. За одним-единственным исключением. Но, чтобы заметить его, необходимо обладать повышенной зоркостью, персональным доступом к воспоминаниям граждан.

По дороге на службу детектив первого класса Сол Фридленд (Клайв Оуэн)  привычно сканирует прохожих и, внезапно заметив неидентифицируемую даму, приписывает казус сбою системы. Вскоре выясняется, что «пробел» не случаен и как-то связан с серией преступлений. Некий киллер научился проникать в головы состоятельных господ, подменять реальное изображение иллюзией, расправляться с жертвами, а затем молниеносно стираться из памяти случайных свидетелей и закоулков Всемирной паутины. Количество трупов множится день ото дня. Как вычислить человека-невидимку?

Сол решает поймать злодея на живца и притворяется нечистым на руку финансистом, разыскивающим «чистильщика воспоминаний». Обещанная сумма вознаграждения оказывается лакомой приманкой, и на пороге апартаментов офицера появляется та самая, не опознанная им  девица (Аманда Сайфред). Пока Сол общается с анонимкой, лучшие полицейские хакеры пытаются взломать воспоминания Анон. Но по открывшимся фрагментам удается сделать лишь два вывода: прекрасная взломщица лично знала всех убитых и, сдержав данное слово, не проникла в память детектива далее указанной им черты — что довольно странно, ведь между женатым на работе сыщиком и подозреваемой возникла чувственная алхимия.

В конце концов детектив выяснит, кто убийца и при чем тут Анон, но это окажется уже не столь важным. Злодеем здесь мог стать любой аноним, причем без всяких мотивов и смягчающих вину обстоятельств: в обезличенном мире будущего просто не существует морали. Ее подменил закон, опирающийся на тотальный контроль и насилие, прежде всего над свободой совести — свободой нравственного выбора.

«Анон» стал логическим продолжением культовой «Гаттаки», снятой Никколом в 1997 году, и его же сценария, по которому в 1998-м Питер Уир поставил  легендарное «Шоу Трумана». Специалисты NASA признали «Гаттаку» достовернейшим с точки зрения науки фильмом. «Шоу Трумана» подарило название официально признанному психологами «комплексу наблюдаемого» и мем: «Если у вас паранойя, это не значит, что вас не преследуют».

На сей раз Никкол позволил герою-одиночке приоткрыть завесу дивного нового мира, оказавшегося безликим и элементарным. Человек человеку в «Анон» — соглядатай, да только наблюдать уже нечего: опутанная медиапаутиной личная жизнь оказалась редуцирована до элементарных рефлексов, тотального ухода в себя и служебно-сетевого функционирования.