ММКФ дежурит по апрелю

Алексей КОЛЕНСКИЙ

20.04.2018

С 19 по 26 апреля столица встречает гостей и участников сорокового Московского международного кинофестиваля. «Культура» расскажет о самых интересных фильмах и событиях недели.

Юбилейный фестиваль обещает стать самым ярким праздником кино последних лет. Несмотря на санкции, кино все увереннее пробивает себе дорогу, и энтузиазм организаторов оказывается щедро вознагражден. Сформировать конкурсную программу в сжатые сроки было непросто, однако за «Золотого Георгия» в этот раз поборются 16 картин вместо традиционных 12. Самая заметная премьера официальной программы — «Неаполь под пеленой» Ферзана Озпетека, она станет фильмом, который откроет фестиваль.

Звездному жюри под председательством итальянского продюсера Паоло Дель Брокко — режиссерам Анне Меликян и Лян Цяо, кинодиве Настасье Кински и голливудской звезде Джону Сэвэджу — будет непросто определиться с выбором: география конкурса впечатляет не меньше, чем его жанровая палитра. Вместе с мистическим детективом Озпетека Западную Европу представляет историческая драма итальянки Роберты Торре «Ричард спускается в ад», франко-бельгийская комедия Антони Кордье «Гаспар едет на свадьбу» и норвежская военно-приключенческая драма Харальда Цварта «12-й человек». Восточную Европу — латвийско-литовско-польская бытовая драма Яниса Нордса «С пеной у рта». Северную Америку — вольное сочинение по мотивам «Гамлета» «Офелия» Клер Маккарти. Южную — аргентинская мелодрама Мерседес Лаборде «Год Леона». Дальний Восток — корейская военная драма Ким Джэхана «Воспоминания солдата». До московского смотра долетели новозеландские «Заблудшие» Дастина Финили, португало-франко-бразильский «Гнев» Сержиу Трефо и турецкий «Халеф» Мурата Дюзгюноглу. За СНГ сразятся казахский «Ночной бог» Адильхана Ержанова и узбекская «Стойкость» Рашида Маликова. Честь России защитят три работы: историческая драма Александра Котта «Спитак» о ликвидации последствий землетрясения 1988 года, таежная ретромелодрама «Царь-птица» якута Эдуарда Новикова и безбюджетное артхаусное «Ню» дебютировавшей в режиссуре китайско-российской актрисы Ян Гэ.

Не попавшие в высшую лигу ленты вошли в программу «Спектр». Ее главным хитом обещает стать франко-бельгийский макабр Сержа Бозона «Миссис Хайд» с Изабель Юппер, открывшей после удара молнии темную сторону натуры школьной учительницы. Респектабельная коллекция камерных работ заявлена под лаконичным заголовком «Мастера». Оскароносец Себастьян Лелио показал тайны женских чар в камерной драме «Неповиновение» с Рэйчел Вайс и Рэйчел Макадамс. Билле Аугуст в «55 шагах» дал слово героиням за гранью нервного срыва — Хелене Бонем Картер и Хилари Суонк. Паоло Вирци отправился «В поисках праздника» в компании с Хелен Миррен и Дональдом Сазерлендом. Но доминируют в программе экзистенциальные драмы живых классиков — религиозный триллер «Первая реформаторская церковь» Пола Шредера и «Молитва» Седрика Кана, снятое на руинах замайданной Украины «роуд-муви» «Иней» Шарунаса Бартаса и австралийский вестерн «Сладостный край» Уорика Торнтона.

Традиционно сильнейшими конкурентами «Спектра» и «Мастеров» станут программы отборщиков ММКФ Андрея Плахова и Петра Шепотинника.

«Эйфория сопротивления» порадует самыми громкими фестивальными премьерами минувшего года. Мы увидим удостоенную премии Луи Деллюка и двух «Сезаров» «Барбару» Матье Амальрика, отмеченную в Венеции драму «Мехтуб. Любовь моя. Песнь первая» Абделлатифа Кешиша, награжденный «Серебряным львом» за лучшую режиссуру «Фокстрот» Шмуэля Маоза.

Программу Шепотинника «8 1/2 фильмов» украшает любовная ретродрама «Радуга» итальянских патриархов братьев Тавиани, этнодрама «Спутник Юпитера» венгра Корнела Мундруцо, «Между стеллажей» немецкого бытописателя Томаса Штубера и «Моего брата зовут Роберт и он идиот» саркастичного Филипа Гренинга. А также традиционный четырехчасовой мюзикл о народном житье-бытье при филиппинской хунте 70-х «Время чудовищ» Лава Диаса. Парад экспериментальных лент венчает программа «Время женщин»; ее главная премьера — удостоенное «Серебряного медведя» Берлинале «Лицо» Малгожаты Шумовской, поведавшей, что ждет героя, ставшего первым обладателем пересаженного лица.

Праздник для вдумчивых современников подготовил Конкурс документального кино и его филиал — ретроспектива неигровых хитов «Свободная мысль».

В первом заявлена российская премьера ленты Кристиана Фрая и Максима Арбугаева «Генезис 2.0» о быте охотников за мамонтовой костью и проектах генетического «воскрешения» мохнатых слонов. Подводная одиссея Чина Моенга «Старый морпех» обернется метафорой о проблемах коммуникации северокорейца с южными братьями. Чернорабочим и манипуляторам глобальной сети посвящено расследование Ганца Блока и Морица Ризевика «Чистильщики».

В «Свободной мысли» доминируют одержимые страстью чудаки. «Китайские Ван Гоги» — портрет провинциального художника, успевшего перерисовать более ста тысяч полотен неистового голландца и сумевшего разгадать секреты мастерства своего кумира. «Князь и диббук» Петра Росоловского и Эльвиры Неверы — рассказ о жизни довоенного кинопродюсера, виртуозно менявшего личины польского аристократа. Сатира «Ни судья, ни подсудимая» Жана Либона и Ива Инана выведет на чистую воду эксцентричного следователя французской уголовной полиции. Расследование «Об отцах и сыновьях» Талала Дерки представит историю ребенка, подрастающего в семье радикалов исламского халифата. «Спросите у сексперта» Вайшали Синхи обнародует секреты ведущего соответствующей колонки консервативной мумбайской газеты.

Камертоном юбилейного смотра служат сентиментальные ретроспективы призеров ММКФ минувших лет. В рубриках «Две недели длиной в 50 лет», «Свои. К 40-летию Московского кинофестиваля» и «Кино для всех и каждого» немало старых добрых картин, составивших золотой фонд мирового кино и Московского биеннале. Среди последних — «Гитара-монголоид» Рубена Эстлунда, «Кинолюбитель» Кшиштофа Кесьлевского, «Шапито-шоу» Сергея Лобана. А также «Есть, пить, мужчина, женщина» Энга Ли и «Далекие голоса, застывшие жизни» Теренса Дэвиса, «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани и «Реконструкция» Лучиана Пинтилие, дебютный «Седьмой континент» Михаэля Ханеке и экспериментальный «Профайл» Тимура Бекмамбетова.

Главным украшением фестиваля станут четыре ретроспективы. «Брюс Ли. Человек-легенда», включающая знаменитые и редкие фильмы гонконгско-американской звезды, включая «Сироту» Ли Суньфуна, где мастер боевых искусств снялся подростком. Приуроченная к грядущему столетию шведского мастера объемная программа «Бергман. Известный и неизвестный» включает ряд ранних лент, которые ни разу не показывали на наших больших экранах. Зрителей познакомят с «Жаждой», «Кризисом», «Музыкой в темноте», «Портовым городом» и «Тюрьмой». Наиболее экзотично смотрятся подборки «Открытие. Кино Шри Ланки» и «Век кино стран Балтии», где в основном представлены неизвестные авторские ленты советской эпохи.

Главной площадкой ММКФ остается арбатский мультиплекс «Октябрь» и Дом кино. Отборщики Российской программы порадуют гостей шестью эффектными премьерами. Фильм открытия — драма Сарика Андреасяна «Непрощенный» — стала локомотивом сильных дебютов в рамках Дней регионов России. Зрители не останутся разочарованы комедией «Иванов» Дмитрия Фальковича, социальной драмой «Нашла коса на камень» Анны Крайс, якутской мелодрамой «Аартыктар» Прокопия Федорова. Гвоздь отечественных смотрин — «Тренер» Данилы Козловского. В Белом зале представлены отечественные лауреаты минувших лет, документалисты и аниматоры. 25 апреля здесь же пройдет парад первых короткометражных работ классиков нашего кино «Когда мастера были молоды».

Итоги 40-го ММКФ подведут 26 апреля. На закрытии покажут канадскую криминальную драму «Идентификация» Сэмуела Тивьерджа с Сами Насери, возглавившим жюри короткого метра.


Фото на анонсе: Валерий Шарифулин/ТАСС