Жизнь виртуального периода

Алексей КОЛЕНСКИЙ

05.04.2018


«Первому игроку приготовиться»
США, 2018

Режиссер: Стивен Спилберг

В ролях: Тай Шеридан, Оливия Кук, Бен Мендельсон, Марк Райлэнс, Лина Уэйте, Саймон Пегг, Ханна Джон-Кэймен

12+

В прокате с 29 марта

На экранах фэнтезийный боевик Стивена Спилберга о решительном наступлении виртуальной эры и способах ее капитализации — «Первому игроку приготовиться».

Голливудский сказочник и главный игрок постмодернистской киносборной, подаривший нам аркады с Индианой Джонсом и отгрохавший «Парк юрского периода», не мог разминуться с темой тотального доминирования многопользовательских компьютерных игр. Летели годы, ставки росли, ныне геймерская вселенная представляет собой стремительно растущий рынок виртуальных услуг, и, вполне вероятно, Спилберг окажется прав: к 2045 году от реальности останутся лишь жалкие руины, населенные маргиналами в 3D-очках и VR-шлемах.

Согласно мысли режиссера, сознание человечества переместится в виртуальную Вселенную OASIS, представляющую собой каскад из шутеров, аркад, квестов, сайтов знакомств, населенных Годзиллами, Кинг-Конгами, Черепашками-ниндзя и прочими персонажами культовых кинокомиксов, а также анонимными пользователями, скрывающимися за анимешными аватарами. Самым престижным состязанием станет Гонка века. Никому еще не удавалось пересечь оцифрованный Нью-Йорк и добыть спрятанный создателем OASIS Джеймсом Холлидеем (Марк Райлэнс) ключ к новым уровням виртуального «рая». Тому же, кто сумеет отыскать все три «отмычки», светит богатство и власть: умерший компьютерный гений завещал счастливчику весь этот цирк — по сути, самый доходный бизнес на Земле. Проблема в том, что рядовым игрокам приходится соревноваться с «номерными геймерами» — сотрудниками гигантской корпорации, принадлежащей миллиардеру Нолану Сорренто (Бен Мендельсон).  

Однако восемнадцатилетний оболтус Уэйд Уоттс (Тай Шеридан) не теряет надежды выиграть гонку и овладеть заветным артефактом. Воспользовавшись подсказкой, зашифрованной в виртуальной библиотеке Холлидея (дотошно зафиксировавшего в OASIS каждый свой «чих»), юноша, выступающий под ником Парсифаль, вырывает победу. Получает на счет сто тысяч долларов, всемирную славу и признание новых друзей — хипповатой гонщицы Артемиды (Оливия Кук), сурового громилы Эйча (Лина Уэйте) и пары неразлучных японских самураев. Но для Сорренто Джеймс становится врагом номер один. Воротила вычисляет местоположение вундеркинда и открывает на него охоту. Уоттсу нужно успеть завладеть всеми ключами, одолев армию реальных и виртуальных клевретов врага.

Самый масштабный и трудоемкий спилберговский аттракцион — экранизация одноименного подросткового романа Эрнеста Клайна — напоминает пресный батон, напичканный анимационным маргарином и патокой. Живые актеры собраны здесь по принципу «лишь бы не отсвечивали» и мелькают лишь время от времени — их персонажам нечего ловить в реальном мире. Отсюда следует ослабление и героических, и мелодраматических сюжетных конструкций. Бесконечный хоровод узнаваемых личин и чудовищ приедается почти мгновенно, зато динамика рассказа нарастает по экспоненте и выстреливает захватывающе детально проработанными догонялками и побоищами.

Правда, разделить радости от побед в этом выморочном балагане не получается, в сухом остатке «Первый игрок» — карнавальная бизнес-инструкция о том, как одолеть корпоративного монстра на территории его же виртуального промысла. Для этого достаточно успеть вовремя поделиться достигнутыми успехами с друзьями, накрутить их рейтинги и основать пирамиду из местной валюты — артефактов, орудий, доспехов и «жизней»... Правда, существует опасность, что владеющий блокирующим пакетом акций Сорренто обнулит все достижения Парсифаля и выметет из ОASIS всех геймеров одним кликом мыши... Но потом ему снова придется запустить аттракцион, и вновь на коне окажется вундеркинд, сумевший разгадать замыслы создателя тотальной игры. Да только от этого она не станет ни содержательнее, ни осмысленнее. Ведь все, что он сумел спрятать в ворохе эскапад, — жалкие неврозы и ужас инфантильного социопата перед реальным, изрядно запущенным миром, смахивающим на сумасшедший дом, набитый аутичными геймерами.