Птичку жалко

Алексей КОЛЕНСКИЙ

24.03.2018


«Леди Бёрд»
США, 2017

Режиссер: Грета Гервиг

В ролях: Сирша Ронан, Лори Меткаф, Трэйси Леттс, Тимоти Шаламе, Лукас Хеджес, Одейя Раш, Джордан Родригез, Кристен Клоук, Кэтрин Ньютон, Даниэль Макдональд, Джейк Макдорман, Лоис Смит

18+

В прокате с 15 марта

На экранах «Леди Бёрд» Греты Гервиг — ​лирическая трагикомедия взросления калифорнийской провинциалки, пытающейся вырваться на волю — ​во взрослую нью-йоркскую жизнь.

Дебютировавшая в режиссуре, номинированная на пару «Золотых глобусов» и два «Оскара», актриса и сценаристка Гервиг раскрыла новую грань богато одаренной натуры. Дружески подмигивая то Эрику Ромеру, то Вуди Аллену и Джиму Джармушу, она составила оригинальный пазл из простодушных гэгов, тонко стилизованных диалогов и игры метафор.

Без пяти минут выпускницы католической школы Кристина Макферсон (Сирша Ронан), упорно требует величать себя «Леди Бёрд» и мучительно размышляет «что я за птица?». Образ этой сакраментальной нонконформистки раскрывается в галерее пернатых ипостасей: она — ​и белая ворона, к которой не пристает никакая грязь, и добрая гусыня, опекающая незадачливых друзей, и гадкий утенок, незаметно превращающийся в лебедя. А прежде всего — ​перелетная пташка, мучительно намечающая первый миграционный маршрут — ​оригинальный жизненный сценарий. Но определиться с выбором пути девушке никак не удается: пытаясь выпорхнуть из родительского гнезда, чудачка ежедневно увязает в противоречиях. 

Леди Бёрд обманывается в первой любви, изменяет дружбе, не уживается с католической школой, заводит скоротечный роман с театральной сценой, тщетно ломает голову над выбором колледжа, стремительно взрослеет. То и дело теряет надежду встретить судьбу, поверить в мечту и воспарить в восходящих потоках. Просто потому, что по-настоящему Кристина жаждет противоположных вещей — ​добиться взаимопонимания с матерью и вырваться из-под ее опеки.

Рафинированная интеллектуалка Гервиг признается, что ее дебют — ​дань воспоминаниям юности, окрашенной саркастичными оттенками творчества землячки, популярной беллетристки Джоан Дидион, подарившей ленте эпиграф: «Кто говорит о калифорнийском гедонизме, никогда не проводил Рождество в Сакраменто!»

«Ты и есть Сакраменто», — ​безапелляционно заявляет дочери родительница Мэрион (Лори Меткаф), вынося ревнивый приговор: ты никогда не станешь свободной, так как носишь провинцию в своем сердце. Режиссер настаивает: «Отношения этой пары — ​главная любовная линия фильма. Очень долго рабочее название картины было «Матери и дочери». Обычно в центре картин о девочках-подростках — ​история любви барышни к прекрасному принцу, отношения с которым станут решением всех проблем. Но мне кажется, в жизни все не так… Связь между матерью и дочерью — ​и есть самые глубокие чувства: по-сути, Леди Бёрд и Мэрион — ​две стороны одной медали. Они — ​отражение друг друга, один человек, разделенный на половинки».

И, заметим, не желающий признаться в этом, рискующий лишиться не только Богом данного имени, но и головы, Гервиг подчеркивает: «Смена имени — ​акт творческий и религиозный, сотворение себя заново и попытка найти свою истинную сущность, создав новую. Это — ​ложь во имя истины. В католической традиции вы получаете новое имя при таинстве конфирмации, имя святого, жизненному пути которого вы будете пытаться следовать…»

Это не так просто. Ведь на дворе 2002-й — ​первый год после крушения Башен-близнецов, похоронивших иллюзии безоблачного доминирования США, а заодно и надежды среднего класса на дальнейшее процветание. Иначе говоря — ​и нам, и Гервиг, и Мэрион прекрасно известно, что «вершины мира», к которой так отчаянно стремится ее Леди Бёрд, уже не существует. Но, оказывается, в этом нет ничего страшного, ведь в свободном парении главное — ​процесс, а не цель. А раз так, то с высоты птичьего полета Сакраменто смотрится ничуть не хуже Нью-Йорка.

По-крайней мере, с точки зрения пташек, вставших на крыло.