Он не Вермеер, он другой

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

20.03.2018


«Подлинный Вермеер»
Нидерланды, Бельгия, Люксембург, 2016

Режиссер: Рудольф ван ден Берг

В ролях: Ерун Шпиценбергер, Лизе Ферин, Рёланд Фернхут, Порги Франссен, Деви Рейс, Мингус Дагелет, Раймонд Тири, Клод Умберт, Ганс Кройсет, Вивиан де Мюйнк

18+

В прокате с 8 марта

На российские экраны вышел «Подлинный Вермеер» Рудольфа ван ден Берга. В основе ленты — ​скандал планетарного масштаба, случившийся более 70 лет назад. В 1945 году голландца Хана ван Мегерена обвинили в разбазаривании национального достояния — ​продаже нацистскому военачальнику Герману Герингу шедевра Вермеера «Христос и судьи». Заключенный под стражу художник признался: эта работа, как и ряд других «произведений» мастера из Дельфта, созданы им самим.

Искусные подделки принесли фальсификатору, копировавшему также творения Франса Халса и Питера де Хоха, около 60 миллионов долларов. В качестве доказательства художник написал новую картину в стиле Вермеера прямо на глазах у судей. В итоге обвинения в коллаборационизме были сняты: ван Мегерен получил год тюрьмы за торговлю фальшивыми полотнами и через месяц скончался от инфаркта, не успев насладиться обрушившейся на него славой.

Судьба яркого авантюриста не раз привлекала внимание сценаристов: голландский мошенник упоминается в фильме «Как украсть миллион»; кроме того, персонаж с таким именем фигурирует у Питера Гринуэя в «Зед и два нуля». В мелодраме ван ден Берга рассказывается о жизни художника, мечтавшего стать выдающимся творцом, однако потерпевшего крах. 

Режиссер придерживается версий, не раз озвученных в исследовательской литературе. Первоначальным импульсом живописца (Ерун Шпиценбергер) была месть критикам: в ленте его мишенью становится искусствовед, специалист по живописи XVII века Абрахам Брёдиус (Порги Франссен). Хан теряет голову от жены эксперта — ​красавицы Йоланки (Лизе Ферин). Он пишет полуобнаженный портрет чаровницы и показывает его на персональной выставке — ​рядом с аккуратными полотнами на библейские темы, выполненными в духе старых мастеров. Экспозиция, которая должна была стать триумфом ван Мегерена, превращается в провал: разгневанный Брёдиус обвиняет автора во вторичности и неоригинальности. Художник долго не может оправиться от удара, даже бросает живопись, однако затем разрабатывает план.

Он создает картину «Христос в Эммаусе», которую выдает за потерянный шедевр Вермеера, относящийся к раннему неизученному периоду. Поначалу обиженный творец хочет лишь высмеять глупых критиков, не разбирающихся в искусстве: тот же Брёдиус ничуть не сомневается, что перед ним работа гения из Дельфта. Однако страсть к легкому обогащению в итоге перевешивает. В фильме этот конфликт визуализирован: правильные, «семейные» ценности воплощает Жак (Мингус Дагелет), сын ван Мегерена от первого брака, уговаривающий отца признаться в изготовлении подделки. В роли соблазнительницы выступает Йоланка: именно отношения с замужней красоткой становятся основой фабулы фильма. Любовная линия полна мелодраматизма — ​порой она закручивается так лихо, что напоминает кратко пересказанный сериал: 20 эпизодов, вмещенных в два часа экранного времени. Впрочем, головокружительность и запутанность истории компенсируются талантами оператора и художников. Лента изобилует роскошными планами: красивые платья, экзотические женщины, открыточные виды Голландии и Италии, аскетичное обаяние мастерской живописца. Подробно показан процесс изготовления подделок: известно, что фальсификатор использовал старые холсты, выбирал особые краски, «запекал» работы в печке, чтобы получить кракелюры…

Впрочем, фильм не только о необычном способе мести. Ван Мегерен был ретроградом, не признававшим модернистское искусство: он легко создает портрет «под Пикассо» и тут же презрительно бросает его в печь. Талант и посредственность, оригинальность и подражательство, картины, имитирующие действительность и, наоборот, творящие новые миры: все это отражено в мелодраме. Надо сказать, творение ван ден Берга, вышедшее в отечественный прокат с двухлетним опозданием (кинофильм снят в 2016-м), звучит сегодня особенно актуально. В начале года на весь мир прогремел скандал с коллекцией русского авангарда в Музее изящных искусств в Генте: собрание Игоря Топоровского, якобы содержащее неизвестные произведения Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, вызвало подозрения у многих экспертов. Владелец картин озвучивал странные версии, касающиеся провенанса вещей; сами работы были сделаны весьма топорно и мало напоминали шедевры прославленных художников. Специалисты, выразившие желание изучить работы, доступа к ним не получили. Итогом шумихи стала отставка директора музея Катрин де Зегер.

В случае ван Мегерена искусствоведы, однако, оплошали, что кажется весьма странным: подделки выполнены грубовато и не выдерживают сравнения с картинами голландского гения. Однако, как нередко бывает, победило тщеславие: не только Хана, мечтавшего увидеть свои произведения в Рейксмузеуме, но и критиков с коллекционерами — ​слишком велик соблазн обладания подлинным Вермеером. Реальный ван Мегерен был неоригинальным художником: его собственные творения напоминают типичные образцы салонной живописи. Однако после разоблачения многие вещи продолжили висеть в музеях — ​уже под настоящим именем автора. В итоге авантюрист даже удостоился выставок. И наверняка в душе считал себя почти равным автору «Девушки с жемчужной сережкой».