Ростислав Хаит: «Брендом «Квартета И» остаются «Мужчины»

Денис СУТЫКА

01.03.2018

Накануне премьеры фильма "О чем говорят мужчины. Продолжение" газета "Культура" побеседовала с одним из создателей «Квартета И» — Ростиславом Хаитом — о женщинах, миллиардерах и поиске счастья.

культура: С момента выхода вторых «Мужчин» прошло шесть лет. Вам не стыдно было так долго заставлять ждать поклонников «Квартета И»?
Хаит: На самом деле все очень логично. После успеха первых двух картин и хороших сборов у нас возникло ощущение, что нам море по колено.

Как же мы заблуждались! Но это мы сейчас понимаем, а тогда, на волне подъема, решили экранизировать свой самый сложный спектакль «Быстрее, чем кролики». Как вы знаете, с финансовой точки зрения в прокате он провалился. Одно дело — экспериментировать на сцене, и другое — выходить на многомиллионную аудиторию. После фиаско пришлось восстанавливать репутацию. К нам пришел тот же человек, который в свое время материально вдохновил нас на создание «Дня выборов», и предложил написать продолжение. Фильм собрал в два раза больше, чем «Кролики».

Однако наряду со всеми успешными проектами брендом «Квартета И» остаются «Мужчины». Потому и решились на третью часть, но главное — у нас накопился материал. Появились новые мысли, какие-то яркие случаи. Нужно было прожить определенный отрезок времени, чтобы что-то новое понять о жизни и поделиться этим со зрителем.

культура: Думаю, у многих из тех, кому близки Ваши фильмы, возникнет ощущение: как же возмужали наши говорливые мужчины...
Хаит: Вы, наверное, хотели сказать, постарели? Сильно заметно?

культура: Заметьте, не я это озвучил. Хотел просто узнать, как с возрастом меняется мироощущение.
Хаит: Раньше мы были более борзыми, что ли. Хотел сказать — дерзкими. Мне это слово когда-то нравилось, но после песни Тимати оно потеряло свою ценность. Что тут скажешь? Как писал Сергей Довлатов, «истинное мужество состоит в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду». Наверное, сейчас мы просто пытаемся быть мужественными. В том числе и в работе. Сегодня ты уже не рвешься на сцену так, как в юности. Часто перед спектаклем, если это, конечно, не новый город и не премьера, не очень хочется выходить на сцену. Но в процессе в тебе вновь появляется юношеский драйв, а после спектакля остается приятное ощущение. Выходишь подзаряженный, напитавшийся энергией.

культура: В камео в фильме снялся Михаил Прохоров. Признавайтесь, как вы его заманили?
Хаит: Как вы догадываетесь, точно не деньгами. Просто мы с ним знакомы. Позвонили в приемную, нас соединили. Сказали Михаилу, что снимаем фильм, и для него есть роль. Прохоров попросил прислать сценарий. Посмотрел и сказал: «Я прочел, мне нравится». В этом плане он человек очень точный: сказал «да» и выполнил свое обещание. На площадку пришел с выученным текстом. Конечно, мы ему по-актерски что-то подсказывали. С ним приятно общаться: он умен, интеллигентен.

культура: Складывается ощущение, что Прохоров послужил прообразом миллионера, который не дает в долг герою Александра Демидова. Так ли это?
Хаит: Нет, что вы. Миллионер, которого, на мой взгляд, просто блестяще сыграл Алексей Барабаш, это собирательный образ. Нам ведь часто приходится общаться с богатыми людьми. У сильных мира сего свои проблемы. Они ведь тоже очень переживают, когда им приходится по каким-то причинам отказывать близким людям.

культура: На этот раз ваш проект поддержал Фонд кино и продюсер Сергей Сельянов...
Хаит: Первые государственные деньги пришли, когда мы были на коне — выпустили две части «Мужчин», собравших в прокате почти миллиард рублей. Нас заметили, дали денег на «Кроликов», но мы разочаровали своими сборами. Для того чтобы получить финансовую поддержку на «Мужчин», вошли в кооперацию с Сергеем Сельяновым и его компанией «Наше кино». Мы с ним в довольно теплых отношениях, написали для него сценарии к двум мультфильмам.

культура: Насколько ваши персонажи опираются на личный опыт?
Хаит: Многое основано на наших собственных переживаниях. Однако не всегда то, что происходит с моим персонажем, случалось именно с Хаитом. Порой мы добавляем в историю опыт своих друзей. В частности, влюбленность героя в молодую девочку, которая высасывает из него все соки, была взята из жизни. Нашего общего знакомого три года колбасило из-за несчастной любви. Он похудел, осунулся, был просто сам не свой.

культура: Вы в жизни такой же ловелас, как и Ваш персонаж на экране?
Хаит: Знаете, в принципе да, но сейчас у меня все как-то устаканилось и в целом стало хорошо. Хотя у меня и раньше все было прекрасно, просто немного по-другому. А сейчас у меня прекрасная девушка — Оля, она красива, умна, а главное, легка.

культура: Кстати, насчет девушек. Почему «Квартет И» в своих фильмах часто преподносит женщин как весьма легкомысленных и недалеких особ?
Хаит: Черт его знает. Думаю, мы не уделяем должного внимания героиням, так как, во-первых, история про мужчин, а, во-вторых, нам хуже удаются женские характеры, потому что мы их не слишком хорошо чувствуем. Хотя в третьих «Мужчинах» у нас проводница очень колоритная. Со своим мироощущением, милыми тараканами в голове и любовью к футболу.

культура: А еще она позитивная и улыбчивая. Честно говоря, почти не встречал таких проводниц.
Хаит: Поверьте мне на слово, есть такие женщины в русских поездах. Вообще для меня путешествие на поезде — это ощущение уюта и даже дома. Ты обретаешь временное убежище от жизненной суеты. Ежедневно перед человеком встает выбор: пойти туда, куда надо, но не хочется; или позвонить туда, где не ждут, но очень хочется, чтобы ждали. Но вот ты купил билет на поезд, и перед тобой единственная задача: ехать. Наступает гармония под стук колес.

культура: В жизни после спектаклей Вы тоже собираетесь «Квартетом И» и обсуждаете все, что накопилось?
Хаит: Ровно то же самое: женщины, алкоголь, а теперь еще и здоровье. Думаю, успех первых двух частей как раз и заключался в том, что мы делали правдивый фильм о себе и о жизни. Конечно, в реальности за столько лет мы уже немного поднадоели друг другу, но при этом по-прежнему сохраняем хорошие отношения и уважение. А это, по-моему, главное.

культура: Подумываете о четвертой части «Мужчин»?
Хаит: Я даже представить себе не могу, о чем ее делать. Мы об этом только на днях говорили: стоит ли вообще продолжать? Сейчас мы закончили сочинять ремейк итальянского фильма «Идеальные незнакомцы» режиссера Паоло Дженовезе. По-моему, сценарий получился неплохой. Он немного отличается от стилистики «Квартета И»: жесткий, интригующий, ну и смешной, конечно. Если все будет нормально, то весной запустим в производство.

культура: Центральная тема третьих «Мужчин» — поиск счастья. Почему вы решили сделать акцент на этом?
Хаит: Мне кажется, главное предназначение человека — быть счастливым. Другое дело, что есть люди, которым как будто бы предназначено оставаться несчастными. Им комфортно в неприятностях, в болезненных отношениях, в проблемах на работе. И когда происходит что-то хорошее, они чувствуют себя неуютно. Думаю, нашим персонажам счастье органично, но они иногда пренебрегают им, не замечают, а это неправильно.

культура: Вы бы могли сказать о себе, что счастливы?
Хаит: Думаю, в этом вопросе я не безнадежен. Для меня синоним счастья — беспечность. И это у меня иногда случается.