«Лед» тронулся

Денис СУТЫКА

14.02.2018


«Лед»
Россия, 2018

Режиссер: Олег Трофим

В ролях: Аглая Тарасова, Милош Бикович, Александр Петров, Мария Аронова, Ян Цапник и другие

В прокате с 14 февраля

На отечественные экраны выходит спортивная драма «Лед». Премьера состоялась в самый разгар зимних Олимпийских игр в Пхенчхане. Как и наши болельщики, продюсеры ленты — компания «Водород» и Art Pictures Studio — сделали ставку на фигурное катание, рассказав историю девочки, с раннего детства грезящей ледовой ареной. 

В главных ролях — новые лица российского кино: Аглая Тарасова, Милош Бикович и Александр Петров. Постановщиком фильма выступил Олег Трофим. Корреспондент «Культуры» расспросил начинающего режиссера о пути в большое кино, увлечении музыкой и о том, как важно встретить в жизни настоящего учителя.

культура: Вы известны как хороший клипмейкер.
Трофим: Да, это моя страсть. Отец — музыкант, так что все из детства. Одно время я даже подумывал поступить учиться на композитора. Но в итоге это переросло в страсть к музыкальному видео. В Петербурге в студенческие годы я работал в основном с инди-исполнителями, а чуть позже, уже в Москве, познакомился с Тимати, Леваном L’One.

культура: «Лед» сделан как музыкальное кино. В нем неожиданно звучит старый добрый русский рок. Это Ваше предложение или находки уже были заложены в сценарии?
Трофим: Совершенно логично, что, выбирая режиссера-клипмейкера, продюсеры предполагали, что в фильме будет музыка. Вставки планировались изначально, но никто до конца не понимал, как это сделать. Конечно, тут пригодился мой опыт работы. Многие вещи мы придумывали вместе со сценаристами. И потом надо не забывать, что продюсер фильма — Федор Бондарчук — начинал свою карьеру как клипмейкер и тоже прекрасно разбирается в музыке.

культура: Как Вам удалось попасть в мир большого кино?
Трофим: Путь был довольно интересный. На съемках «Притяжения» оператором выступил мой близкий друг — Михаил Хасая, с которым мы вмести сделали довольно много работ. Что-то он показывал Бондарчуку. Так что заочно мы с Федором Сергеевичем были знакомы до «Льда». Но к проекту меня привлекли продюсеры «Водорода» Михаил Врубель и Александр Андрющенко. Нужно иметь определенный опыт и обладать здоровым авантюризмом, чтобы пригласить на серьезный фильм дебютанта.

культура: В последнее время ведущие игроки киноиндустрии все чаще привлекают молодых режиссеров. Раньше выпускники проходили очень тернистый путь к большому кино.
Трофим: На самом деле ничего не изменилось. Пробиться по-прежнему очень сложно, нужно уметь заявить о себе. Не бывает такого, что кто-то сверху протянул руку и достал тебя из ниоткуда. Это все сказки, хотя, может, я просто чего-то не знаю.

Я потратил много сил, чтобы выработать особый стиль повествования. Пусть это жанр музыкального видео, а не большого кино, но все-таки мне удалось сформировать свою пластику общения со зрителем, которую и заметили продюсеры «Льда».

культура: Зрительское кино принято считать продюсерским. С другой стороны, авторами «Льда» выступили топовые киносценаристы. Удавалось ли сохранить творческую свободу или приходилось существовать в жестких рамках?
Трофим: У меня была полная свобода. Продюсеры «Водорода» и Федор Бондарчук открыты новому, они умеют слушать, ищут вместе с другими участниками процесса интересные ходы. Честно говоря, я такого командного подхода еще не встречал. Каждый участник — продюсеры, сценаристы, операторы, художники-постановщики, режиссер и актеры — в равной степени привносил свои идеи. Все-таки это не авторское кино, где, как правило, корабль ведет один человек.

культура: Вы сами к спорту имеете какое-то отношение?
Трофим: Я родился на Крайнем Севере, где зима девять месяцев в году. Однако так и не научился стоять на коньках и играть в хоккей. Даже лыжи не смог освоить. Зато на санках хорошо катаюсь. (Улыбается.) Я далек от спорта, но при этом уважаю людей, которые посвятили ему жизнь. В процессе работы над картиной я довольного сильно продвинулся в изучении истории и эстетики фигурного катания, открыл для себя новый мир и полюбил его. Надеюсь, наш «Лед» увлечет молодых людей и покажет лучшие стороны этого чудесного вида спорта.

Во время съемок мы работали с профессиональными фигуристами, с прекрасным хореографом и тренером по фигурному катанию Еленой Масленниковой. Все это было нужно, чтобы создать достоверное ощущение, достать какие-то интересные вещи. Но «Лед» все-таки не о спорте, а о людях. Это кино о том, что победа не всегда самое главное.

культура: У главной героини есть прототип?
Трофим: Наша история, уверен, знакома всем профессиональным спортсменам. Многие из них переживали взлеты и падения, тяжелые травмы и триумфальные возвращения. Мы с Аглаей Тарасовой, сыгравшей Надежду Лапшину, уделяли особое внимание сценам, где ее героиня оказалась парализованной. Аглая специально ездила в реабилитационные центры, общалась с людьми со схожими травмами, чтобы понять и ощутить те сложности, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями. Во время съемок таких сцен мы с Аглаей договорились передвигаться по площадке исключительно в инвалидном кресле. Если было нужно, мы носили ее на руках по очереди, помогали подниматься. Нам было важно сыграть это состояние достоверно.

культура: В фильме проговаривается мысль о том, как важно обрести учителя. Вам повезло встретить таких людей?
Трофим: Да, им стал мой первый мастер по режиссуре Валерий Смирнов. К сожалению, на втором курсе его не стало. Ушел, можно сказать, молодым. На данный момент, наверное, я еще не обрел какого-то конкретного человека, которого мог бы назвать учителем в профессии. Я охотно принимаю уроки моих друзей и коллег: Федора Сергеевича, наших продюсеров, артистов, моего друга и оператора-постановщика картины «Лед» Михаила Милашина и многих других. У нас была суперпрофессиональная команда. У всех я чему-то научился. Конечно, всегда рядом мама и жена. С ними я обсуждаю многие важные для меня вещи. В том числе и работу.

культура: Отечественный кинематограф часто обращается к теме спорта. Что было для Вас главным, когда начинали снимать «Лед»?
Трофим: Наше кино не совсем о спорте. Лично мне важно было рассказать о том, что на большой арене выступают живые люди. Они не роботы, а такие же ранимые, хрупкие, сомневающиеся и мечтающие, как все мы. Важно было рассказать об этом без патетики и высокопарности, простым, понятным языком.

культура: Нынешняя Олимпиада стала для России драматичной. Следите за выступлением наших спортсменов?
Трофим: Признаться честно, нет. С подготовкой к премьере немного выпал из социума. Однако надеюсь, что вопреки всем трудностям, наша сборная сумеет показать себя достойно.