Дом, где соединяются сердца

Алексей КОЛЕНСКИЙ

31.12.2017


«Девушка с косой»
Россия, 2017

Режиссер: Ольга Попова

В ролях: Александра Урсуляк, Ирина Чериченко, Дарья Мингазетдинова, Полина Ауг, Федор Добронравов, Виктор Добронравов, Марк Богатырев, Олег Гаас, Нина Дворжецкая, Полина Стремоусова, Сергей Фролов, Александр Обласов, Сергей Медведев

16+

В прокате с 14 декабря

На экранах — ​лирическая комедия Ольги Поповой «Девушка с косой», достойный конкурент традиционных бекмамбетовских «Елок».

31 декабря, вечереет. По заснеженным московским улицам бредет то ли девушка, а то ли виденье с вострым орудием труда. Всю дорогу пристает к прохожим: как пройти-проехать на Заморенова, 48? Люди разбегаются. А по указанному адресу москвичи готовятся достойно встретить Новый год. Но все идет наперекосяк. Жених застревает в лифте — ​невеста решает, что тот ее бросил, и подумывает свести счеты с жизнью. Этажом ниже истерит жена, вымаливающая благоверного зачать обещанное год назад дитя. В соседском семействе полный раздрай: свекровь отказывается приютить девятилетнего внука на ночь и отпустить его родителей в гости. Пороги прочих квартир обивает робкий недотепа, представляясь любовником хозяек и предлагая законным спутникам жизни войти в положение и уступить ему свои лучшие половинки.

Любовные лодки трещат и едва не тонут в буре скандалов, но режиссер приводит побитый флот в тихую гавань, где под бой курантов пересекутся пути и соединятся сердца. А заодно выяснится, по чью душу рыскала в ночи девушка с косой. Приятное послевкусие бурлескной комедии положений по достоинству оценил выборгский фестиваль «Окно в Европу», отметивший режиссерский дебют за «Лучший актерский ансамбль». После премьеры корреспондент газеты пообщался с автором.

культура: Поначалу продюсеры отнеслись к проекту скептически?
Попова: Да, нашу «совсем не черную комедию» отвергли многие компании. Правда, всех заинтриговала идея сценаристки Виктории Бугаевой. Сюжет о том, как по Москве бредет девушка с косой, продюсерам приглянулся. Напрягал режиссер-дебютант, и то, что в картине должно было быть задействовано множество артистов, в том числе звезд. Однако мне удалось убедить продюсеров. Думаю, во многом за нас сыграло позиционирование фильма в качестве альтернативы бекмамбетовским «Елкам».

культура: Причем не на словах, а на деле. Главным образом меня заинтриговали сцены семейной жизни, развивающиеся по универсальному сценарию. Обнаружив недостачу одного из новогодних ингредиентов, хозяйки выгоняют мужей на их поиски, а затем начинают сходить с ума по невесть где запропастившимся мужикам, понимая, что без них им и праздник не в праздник…
Попова: Все так, мы со сценаристкой заранее прописали сюжетные «крючки», я лишь отбирала варианты, помогающие артистам сыграться в легком жанре. Снимать кино — ​то же самое, что лепить Голема. Никогда не знаешь, что в итоге получится. Оживет, увидит, что у него ручки-ножки не из тех мест растут, что тогда с тобой сделает? Любое создание должно соответствовать собственным представлениям о прекрасном. Комедия в этом смысле — ​самый тяжелый случай. Как сделать по-настоящему смешное кино? Точно не знает никто. Приблизительный ответ можно нащупать в сценарии, но и это не гарантирует успеха.

культура: С какими трудностями пришлось столкнуться на съемках?
Попова: Мы сильно намучились. В первый день ударил мороз за тридцать, но пути назад не было — ​девушка с косой встала на вахту в Камергерском переулке. Остаться неузнанной Полине Ауг не удалось. Мимо нее потянулись однокашники из Школы-студии МХАТ — ​кто-то шарахался и крестился, несколько человек заглянули в кадр и поинтересовались, что происходит. Так же непросто пришлось Полине Стремоусовой, страдающей боязнью высоты. Ее героиня пытается свести счеты с жизнью, для чего забирается на заледеневшую крышу. Были проблемы и у Ирины Чериченко, сыгравшей несговорчивую свекровь. По сценарию, во время драки с невесткой у нее должен был оторваться шиньон. Ради правдоподобия мы закрепили его парой булавок. В итоге потасовка закончилась для актрисы травмой. Шейный корсет Ирина снимала лишь перед камерой.

культура: Не опасаетесь, что публику отпугнет черная-пречерная дама на афише?
Попова: Надеюсь, нет. Во всяком случае, если у картины будет хороший сарафан. Мы намеренно не расшифровываем, кто это чудовище, и зачем оно нужно в новогоднем фильме. По нашей рабочей легенде, Девушка с косой — ​студентка театрального вуза, зарабатывающая на подарки близким и друзьям в роли готичной «Снегурки», приглашенной на корпоратив фриков.

культура: А затем посланной одним из них по адресу Заморенова, 48. Кстати, это реальное место?
Попова: Нет. Наш дом собирался по частям — ​лестничные пролеты позаимствовали у исторического модернистского дома в начале Ленинградского шоссе, столичные виды одолжили на Красной Пресне, а квартиры обустроили в мосфильмовском павильоне.

культура: Где Вы учились снимать кино?
Попова: Окончила вгиковскую мастерскую Сергея Соловьева, после, не зная языка, перевела в «гугл-транслейт» автобиографию и заявку на полный метр и отослала в Южно-Калифорнийский университет. Получив приглашение на собеседование, сильно удивилась. Американская система преподавания казалась мне темным лесом — ​там нет мастерских, каждый студент самостоятельно подбирает себе программу. Затем, исходя из того, что выучил в предыдущем семестре, получает возможность посещения новых лекций. К счастью, подруги помогли разобраться и отыскать путь к знаниям.

Главным открытием для меня стал курс Брюса Блока «Визуальный язык фильма», позволяющий не снимать винегрет, а рассказывать историю. Книга Блока «Визуальное повествование» издана на русском, но там есть лишь одна сотая того, что он давал на лекциях. Разобраться в этом тексте, не побывав на его занятиях, невозможно. Начинающим кинематографистам я бы порекомендовала замечательную книжку Александра Митты «Кино между адом и раем» и «Спасти кошку» Блейка Снайдера. За три с половиной года калифорнийской учебы не раз ловила себя на мысли: все новое — ​хорошо забытое старое, ведь все, что преподавали в Америке, было мне знакомо. К сожалению, современные российские продюсеры не понимают элементарных вещей: для чего нужен кастинг или раскадровка? Им кажется, что для успеха достаточно заручиться участием медийных персон. Не представляю, как можно обойтись без кастинга, ведь, по сути, фильм рождается на совместных читках. Если актеры не услышат друг друга, они не смогут сыграться.

культура: Какой профессиональный урок дали Вам родители — ​режиссер Вера Сторожева и Сергей Попов, сыгравший в «Астеническом синдроме» Киры Муратовой?
Попова: Благодаря папе с мамой научилась не бояться актеров, относиться к съемочной площадке как к естественной среде обитания.

культура: Творческие планы?
Попова: Написала 16 серий детектива «Шифр» для Первого канала, ищу полнометражный сценарий, было бы здорово заняться научной фантастикой.