Данил Стеклов: «Если человек ничтожен, то и артистом он будет неважным»

Денис СУТЫКА

14.12.2017

На экраны с разницей в неделю вышли картины «Жги» Кирилла Плетнева и «Близкие» Ксении Зуевой. В обеих сыграл молодой актер МХТ имени Чехова Данил Стеклов. В первой ленте артисту досталась роль неуравновешенного смотрителя «зоны», во второй — школьника-отморозка.

культура: Вам довольно часто приходится играть негодяев. Не боитесь стать заложником амплуа?
Стеклов: Пока нет. Мне всего 24 года. Если честно, очень хочется работать. А негодяи — они тоже разные бывают: у каждого своя судьба, свой характер. Кстати, сейчас сыграл еще одного — в фильме «Подбросы» Ивана Твердовского. В картине рассказывается о молодом парне-детдомовце, который совершенно не чувствует боли. Судья, адвокат, прокурор и сотрудник ДПС решают использовать его способность в своих корыстных целях: заставляют бросаться под машины, а затем вымогают у водителей деньги. Я как раз исполнил роль нечистого на руку лейтенанта ДПС.

культура: А никогда не задумывались, почему Вам так везет на отрицательных героев?
Стеклов: Честно говоря, странно, что кинорежиссеры разглядели во мне отрицательную харизму. Ведь первая роль, которую мне в «Сатириконе» доверил Константин Райкин, — Ромео. В МХТ имени Чехова в основном играю недалеких, но положительных персонажей. Взять хотя бы «Деревню дураков», «Мушкетеров» и «Боюсь стать Колей». Может быть, дело в том, что моя дебютная роль в кино — хулиган в фильме «Любовь в большом городе 3».

культура: В фильме «Жги» Кирилла Плетнева Вы создали образ беспринципного охранника-маньяка. На что опирались?
Стеклов: Кирилл приводил мне в пример охранника Перси из легендарной картины «Зеленая миля». То есть человека, которого невозможно в принципе оправдать: он негодяй априори.

культура: А в жизни сталкивались с кем-то подобным?
Стеклов: В школе со мной такой парень учился. В театре, слава Богу, подобных людей не встречал. Хотя, может, просто они искусно скрывают свое истинное лицо, а я в силу возраста не вижу «волка в овечьей шкуре» (смеется). К сожалению, не верю, что в театр и кинематограф такие личности не попадают. Мой мастер — Константин Райкин — постоянно говорил: сцена — увеличительное стекло. При этом я глубоко убежден, что если человек ничтожен, то и артистом он будет неважным.

культура: У Вашего героя в спектакле Константина Богомолова «Мушкетеры. Сага. Часть первая» немного иной взгляд: мол, чем больше званий у артиста, тем он ничтожнее как человек.
Стеклов: Это же просто ирония. Константин Богомолов — человек очень умный, при этом довольно циничный и неверующий. У меня другие убеждения: верю в духовные искания, карму. Грубо говоря, делай добро, и оно к тебе вернется. Может, по меркам сегодняшнего дня это покажется глупым, но по-другому жить не умею.

культура: Как считаете, подростки сегодня действительно так жестоки, как Ваш герой в «Близких»?
Стеклов: К сожалению, таких немало. Стоит просто зайти на YouTube, где есть масса роликов, как школьницы избивают девочку, а парни стоят рядом и подтрунивают.

Сам я не был жестоким. В юности много читал, смотрел авторские фильмы. Не «Звездные войны», а картины-высказывания, заставляющие работать мозг, анализировать, проводить параллели с жизнью. А некоторые даже этого не делали, и, естественно, мозг у них атрофировался. Мне вообще кажется, что наше поколение очень необразованно. Я порой чувствую себя неучем, потому что кроме как прочитанными книгами ничем похвастать не могу. На уроках химии и физики был всего несколько раз. Из-за этого меня даже из школы выгнали, последние три класса учился в экстернате. У меня, по сути, выбора не было, куда поступать — только в театральный. А если человек еще и не читает книг, то куда ему деваться? На мой взгляд, в этом виноваты не только подростки, но и в целом система образования, которая оставляет желать лучшего. Самое главное, что я хочу сделать для своего ребенка, — дать ему хорошие, практические знания. Чтобы он был интересным и умным человеком. Из меня вот только глупый артист получился. (Улыбается.)

культура: Кстати, а почему из «Сатирикона» ушли? Казалось бы, после курса Райкина Вам туда прямая дорога?
Стеклов: «Сатирикон» навсегда останется для меня вторым домом. У меня там служат мама и отчим. После школы поступил почти во все театральные вузы и сомневался, что выбрать: ГИТИС или Школу-студию МХАТ. В день конкурса позвонил Константин Аркадьевич и пригласил побеседовать. Он объяснил, что в ГИТИСе немного другая манера преподавания, и там мой темперамент угасят. В итоге пошел учиться к Райкину. Константин Аркадьевич — очень требовательный руководитель. На третьем курсе меня утвердили на главную роль в фильме «Географ глобус пропил», но мастер не отпустил на съемки. Его упрашивали режиссер Александр Велединский и Константин Хабенский, однако он остался непреклонен. Конечно, было немного обидно.

После института я вдруг понял, что пора взрослеть, и ушел из дома. А вместе с этим ощутил потребность найти новый театр. Устроился в «Гоголь-центр». Однако там не сложилось: репетиции превратились в адское мучение. До этого меня приглашал к себе Олег Павлович Табаков, но у меня уже была договоренность с Серебренниковым, и я отказался. Спустя два месяца вновь попросился в МХТ, меня взял в свой спектакль «Карамазовы» Константин Богомолов.

культура: Над чем сейчас работаете?
Стеклов: Евгений Марчелли ставит «Дачников» Горького. Я играю Власа — довольно большая и интересная роль. Премьера в конце февраля. Евгений Жозефович — очень добрый человек. Я впервые встречаю режиссера, который так трепетно относится к артистам. Он не то что не кричит, взгляда сурового не бросит. Даже не знал, что спектакли могут рождаться в любви и согласии.

культура: Звездная фамилия никогда не мешала?
Стеклов: В один год со мной поступили Ваня Янковский, Вера Панфилова, Глеб Пускепалис и еще ряд детей известных родителей. Помню, вышла какая-то желтая газетенка, где говорилось, что театральные вузы опять набрали «блатных». Во время учебы я еще как-то переживал по этому поводу, а сейчас отношусь совершенно спокойно. Кто бы ни были родители, на сцену выходить только тебе.

Однако в институте конфликты на этой почве случались. Мой лучший друг — Максим Стоянов — приехал с периферии. Он работал на стройке, занимался боксом, а затем совершенно случайно поступил к Райкину. Поначалу он издевался надо мной, говорил, что я жизни не нюхал, все мне преподнесли на блюдечке с голубой каемочкой, а я пытался зацепить его тем, что он мало образован. Однако постепенно мы пришли к осознанию того, что оба сильно заблуждались.

культура: Фильм «Близкие» исследует болезненные взаимоотношения в семье.
Стеклов: Режиссер Ксения Зуева — дебютантка. Она рассказывала свою личную историю, но не обошлось и без художественного вымысла. Считаю, что у нее получилось сделать высказывание о проблемах современной семьи. Многие сравнивают «Близких» с «Нелюбовью» Андрея Звягинцева и «Теснотой» Кантемира Балагова. Картины сняты по-разному, но поднимают одну общую беду — бездуховность семьи. К сожалению, у многих пар есть проблемы, схожие с теми, что показаны в фильме.

культура: А сами задумывались о создании семьи или пока на первом месте стоит карьера?
Стеклов: Трудно ответить, семьи у меня пока нет, хотя, как мне кажется, я уже нашел своего человека. А вообще универсальных рецептов не бывает. Моя мама (заслуженная артистка России Агриппина Стеклова. — «Культура») родила меня на втором курсе ГИТИСа, и все у нее сложилось: и карьеру прекрасную сделала, и ребенка вырастила.

Не факт, что у всякого состоявшегося человека получится построить гармоничные отношения. С годами мы становимся более консервативными и привередливыми. У меня немало друзей, которым за 35, и им очень сложно обрести вторую половину. Просто привыкли к одиночеству. При этом им хочется семью, детей. Такой вот парадокс.

Мои родители развелись буквально через год после моего появления на свет, но вскоре мама познакомилась с отчимом — артистом Володей Большовым. В январе они отметят 20-летие совместной жизни. Как-то же у них получилось стать счастливыми?! Это вселяет надежду.