Мифы нашего городка

Алексей КОЛЕНСКИЙ

17.11.2017


«Мифы»
Россия, 2017

Режиссер: Александр Молочников

В ролях: Яннис Пападопулос, Паулина Андреева, Федор Бондарчук, Иван Ургант, Милош Бикович, Ирина Розанова, Ксения Раппопорт, Виктория Исакова, Сергей Безруков, Игорь Верник, Вадим Верник, Андрей Смоляков, Надежда Маркина

16+

В прокате с 16 ноября

В прокате — комедия Александра Молочникова «Мифы», представляющая собой альманах из жизни российских звезд, согласившихся блеснуть в самопародийных амплуа.   

Формальным поводом для перформанса становится визит в столицу нищего греческого туриста. Занесенный невесть какими ветрами в Москву, бродяга (Яннис Пападопулос) оказывается в объятиях знаменитого артиста (Игорь Верник); неподалеку в тени брата маячит журналист и телеведущий (Вадим Верник). Очарованный московским радушием путешественник и не ведает, что перед ним звезды шоу-бизнеса. Незримая, но могущественная рука переносит безымянного грека на столичный олимп — междусобойный аукцион.

За конторкой зубоскалит радушный хозяин, в зале шуршит бомонд. Центр композиции занимает организатор мероприятия, думский депутат (Ирина Розанова). Справа от нее — капризничает младшая дочка, Майя, слева — каменеет старшая, Мария. Роль сестер-близняшек досталась Паулине Андреевой, которой приходится изображать то возлюбленную Ивана Урганта, то жену чиновника, заведующего столичной культурой (Милош Бикович). Неподалеку точит слезу переигравший все роли на Земле мастер сцены (Сергей Безруков) и его спутница жизни (Виктория Исакова), тут же отирается кинопродюсер (Федор Бондарчук) и без пяти минут кандидат в президенты России (Ксения Собчак). Ставки растут, непринужденная атмосфера накаляется, едва не разражается скандал — слово за слово, кто-то выбалтывает, что Игорь только что утопил Вадима. В голове непутевого грека происходит короткое замыкание — пришелец опознает в Верниках Близнецов-Диоскуров, принимает Марию за неприступную Афродиту, а столичного чиновника за лютого Зевса. Громовержец теряет голову от страсти к Майе, а грек увивается за Марией. Кавалеры принимаются преследовать своих пассий на светских мероприятиях — похоронах Диоскура, поэтических вечерах, театральных премьерах и раутах. Поймав удачу, грек крепко держит плутовку за хвост. Щедро раздавая бомонду божественные роли, он внушает героям приязнь и добивается полной взаимности.

Над кутерьмой витает дух «Ревизора», но фильму не хватает четкой концепции и выверенного сценария (сразу видно, перед нами дебют). Было бы куда любопытнее, если бы грек оказался не безликим странником, а слепым мифотворцем Гомером, исследующим богему. Правда, тогда режиссеру пришлось бы стряхнуть с исполнителей звездную позолоту, на что Молочников явно не решился. Сознательно пренебрегая напрашивающимися ассоциациями, никак не объясняя радушие знаменитостей, автор обозначает постановку как «экспериментальную музыкальную комедию с элементами абсурда, здоровой самоиронией, долей идиотизма и довольно бесформенным сюжетом». При этом дебютант трезво оценивает состоятельность российских медиаперсон.

Молочников затем и собрал бомонд, чтобы показать, на что тот способен. С заданием исполнители справляются на «отлично» — Ургант героически удерживается от соблазна похлопотать лицом, Безруков разыгрывает каскад сердечных мук из нескольких аккордов, Бондарчук отдувается в спарринге с братком в исполнении Суханова. Больше повезло сыгравшей ничуть не схожих близняшек Андреевой, номенклатурному сластолюбцу Биковичу и Ксении Раппопорт, воспевающей оргазмы контркультурной поэтессы. Но и они не добавили зрелищу естественности, огонька и жизнеспособности. Судя по фильму, невольникам красивой жизни и поговорить друг с другом не о чем. В глазах зрителей провинциальные приколы будут приписаны вип-тусовке бесящихся с жиру москвичей, не видящих дальше собственного носа, за который их водит умственно неполноценный иностранный агент. Если всерьез — «Мифы» являются, пусть и неосознанным, криком о помощи инфантильных вундеркиндов: мы отлакировали буржуазный рай и заработали популярность, не наварив ни грамма смысла, подскажите, что делать дальше, дайте работы, позовите хозяина. 

Играя эффектными планами, компенсируя дефицит остроумия причудами кордебалета, музыкальными номерами и монтажными аттракционами, Молочников демонстрирует водевильную легкость, которой не хватает его партитуре и приглашенным звездам, спутавшим служение Мельпомене с гимнастикой для лицевых мышц.