14.11.2017
«Ужин»
Режиссер: Орен Муверман В ролях: Стив Куган, Ричард Гир, Лора Линни, Ребекка Холл, Хлоя Севиньи, Майкл Чернус, Тейлор Рэй Элмонта, Чарли Пламмер 18+ В прокате с 9 ноября |
«В эксклюзивном меню — зло, зависть, безумие, жестокость и нежность», — гласит слоган картины. На самом деле ничего подобного от «Ужина» вы не дождетесь. В ассортименте дорогого и неуютного мишленовского заведения имеются лишь аперитив, закуски, главное блюдо, сырная тарелка, десерт и дижестив. Обосновавшийся в Нью-Йорке израильский режиссер Орен Муверман делит ресторанный сюжет на сухонькие мини-главы, синхронные с подачей микроскопических блюд.
Главный герой — скромный учитель истории Пол Ломан (Стив Куган) — не догадывается, зачем приглашен в ресторан старшим братом Стивом, баллотирующимся в губернаторы конгрессменом (Ричард Гир). Супруга Стива Кейтлин (Ребекка Холл) и жена Пола Клэр (Лора Линни) знают немногим больше.
Чета Ломанов приезжает раньше назначенного срока, ужасается ценам, затем — навязчивости метрдотеля, сопровождающего трапезу описаниями уникальных шедевров кулинарии. Проклиная вытащивших его в высший свет родственников, педагог дожидается своего часа, но попытки сверкнуть сарказмом терпят фиаско. Стива то и дело отвлекают срочные звонки на мобильный, а скучающих дам мало занимают кислые учительские остроты. На затянувшихся паузах флешбэком проносятся воспоминания Ломана-младшего — незадавшаяся карьера и сложности в отношениях с сыном. Брат-конгрессмен всегда был рядом и пытался подставить плечо, но Пол старался жить своим умом. Получалось не очень. Учитель переквалифицировался в писателя-левака, вскрывающего язвы большой истории: во имя чего убивались северяне и южане в Гражданской войне, что забыла Америка во Вьетнаме.
В сигарном зале конгрессмен открывает карты, наконец-то объяснив, с какой целью затеял семейный ужин. Выясняется, что сыновья Пола и Стива совершили бессмысленное злодейство и выложили видео в интернет. На роликах не видно лиц, но молодых негодяев собирается сдать третий участник преступления, приемный сын Стива и Кейтлин. Юноша требует, чтобы братья сами сознались в содеянном, и встречает безоговорочную поддержку приемного отца, по такому случаю снимающего кандидатуру с грядущих выборов. Пол смотрит на дело иначе. Ему совсем не охота жертвовать единственным ребенком ради моральных устоев. Женщины принимают его сторону. Конгрессмен остается неумолим, а учитель тихо звереет.
Муверман аттестует свой «Ужин» как приговор «трампианской» реальности, чреватой новой гражданской войной. На самом деле скандал в буржуазном семействе обнажает психологический механизм братоубийства. Суть проблемы не только в том, что своя «кровинка» оказывается ближе к телу. Пол понимает, что не справился с ролью отца, и рассматривает кризис как последний шанс исполнить родительский долг перед сыном — спасти мальчика от тюрьмы. Однако Стив твердо стоит на своем и ни малейших шансов повлиять на старшего брата у учителя нет. Пол, посвятивший жизнь размышлениям о проблемах морального порядка, готов любой ценой защитить единственного по-настоящему дорогого ему человека. При этом он оказывается не способен воспринять совершившееся злодейство как собственную беду и приговор, а также увидеть в справедливом воздаянии личный долг перед невинной жертвой.