А вы не были на Таити?

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

01.11.2017


«Дикарь»
Франция, 2017

Режиссер: Эдуард Делюк

В ролях: Венсан Кассель, Тухей Адамс, Малик Зиди, Пуа-Тай Хикутини, Пернилла Бергендорф, Марк Барбе, Пол Жансон, Седрик Экхаут, Сэмюэл Джоуи, Скали Делпейрат.

16+

В прокате со 2 ноября

В прокат вышел фильм Эдуарда Делюка «Дикарь»: байопик о Поле Гогене с Венсаном Касселем в главной роли.

Биография одного из «проклятых художников» так и просится на экран: земной путь творца был полон сюжетных поворотов и драм. Подобно своему другу Ван Гогу, Поль пожертвовал комфортом ради достижения эфемерной цели — стать всемирно признанным живописцем. Оба при жизни не преуспели и в глазах современников выглядели неудачниками. Голландец, как известно, существовал благодаря финансовой поддержке брата Тео, от которого полностью зависел. В семье Гогена ситуация также складывалась непросто. Жена Метте, здравомыслящая датчанка, не приняла решение мужа бросить работу биржевого брокера: забрав детей, она вернулась на родину. Мастер бывал в Копенгагене наездами, сетовал, что наследники совершенно забыли французский и с отчаянием признавал: близких пришлось принести в жертву искусству.

Лихие события, которыми изобилует биография мэтра, — ссора с Ван Гогом, после которой рыжий безумец отрезал мочку уха, приключения на Таити, случайные связи, болезни, нищета, — все это привлекло не одного режиссера. Нынешняя лента фокусируется на первом полинезийском путешествии: проведший детство в Перу (мать Алина была представительницей богатой креольской семьи), Поль испытывал интерес к диким уголкам планеты и в юности почти шесть лет служил на корабле. Некрасивый, но обаятельный Кассель создает нетипичный образ: в исполнении Дональда Сазерленда («Овири», 1986), а позднее — его сына Кифера («Найденный рай», 2003) Гоген представал несгибаемым оптимистом. Подобная трактовка вполне соответствует реальности — несмотря на удары судьбы, живописец не терял веры в свой талант. Французский актер играет человека с подорванным здоровьем, стареющего, слабеющего, почти готового сдаться. Бытовые условия на Таити оказались тяжелыми, а деньги из Парижа не приходили из-за отсутствия продаж.

Эдуард Делюк вольно перекраивает хронологию. В картине сердечный приступ художника влечет за собой ряд событий, в том числе встречу с 13-летней Техурой (Тухей Адамс), ставшей женой и музой. На самом деле, маэстро попал под чары юной туземки еще до помещения в лазарет. Впрочем, ждать исторической точности от байопика наивно. Биография даже самого великого мастера — незаконченный сюжет, в ней много случайного, человеческого. Понимая это, создатели фильмов легко меняют местами факты, отбрасывают ненужные детали и изобретают недостающие. Примером вымысла является любовный треугольник. Техура, уставшая от депрессивного живописца, увлекается соседским парнем (Пуа-Тай Хикутини). Разбитое сердце якобы становится причиной возвращения Гогена в Париж.

Режиссер предлагает и более серьезную версию: «дикарь», как называли Поля, чувствовал себя чужим не только на родине или среди белых колонистов. Предельный нон-конформизм Коке, отправившегося на Таити в поисках утраченного рая и мечтавшего запечатлеть «детство человечества», сталкивается с мещанством, завистью и мелочностью. Юная жена мечтает быть как «все» и посещать вместе с «цивилизованными» туземцами воскресную службу, ее привлекает возможность примерить красивое белое платье. Техуре недостает бытового комфорта, который неприкаянный Гоген не в силах обеспечить. Ее роман на стороне связан с желанием вести «нормальную» жизнь, быть рядом с тем, кто твердо стоит на ногах. Француз, в свою очередь, выглядит дикарем даже в глазах коренных обитателей Полинезии. Эта коллизия, вероятно, и подсказала перевод названия, которое в оригинале звучит более безобидно: «Путешествие на Таити».

Впрочем, тема «гений и толпа» подана ненавязчиво. Любовь и драма на фоне островных пейзажей, экзотическая красота туземок и яркие картины Гогена, переживающего один из самых плодотворных периодов, — все эти элементы складываются в легкий, немного грустный фильм. Он будто специально создан для тягучего осеннего вечера, когда хочется пить чай с чабрецом, кутаться в теплый плед и относиться к любым трагедиям философски.