Крым — наш. Только по любви

Алексей КОЛЕНСКИЙ

05.10.2017


«Крым»
Россия, 2017

Режиссер: Алексей Пиманов

В ролях: Евгения Лапова, Роман Курцын, Павел Трубинер, Павел Крайнов, Борис Щербаков, Елена Котельникова, Геннадий Яковлев

16+

В прокате с 28 сентября

На экранах «Крым» Алексея Пиманова — первый художественный фильм о возвращении полуострова в родную гавань, снятый при поддержке Министерства обороны. Картина стала лидером проката, заработав за первый уик-энд 161 миллион рублей.

Алексей Пиманов пытался воскресить жанр советского историко-романтического эпоса, рассказав о судьбе влюбленных на сломе эпох. Увы, лирическая тема выглядит бедно на фоне по-настоящему драматических событий.

Лето, 2013 год. Бывший морпех, севастополец Саня (Роман Курцын) на вершине пещерного города Мангуп-Кале знакомится с прекрасной киевлянкой. Алена (Евгения Лапова) снимает документальное кино о древних украх, выкопавших Черное море и попутно основавших византийское княжество Феодоро. Вслед за возлюбленной юноша отправляется в Киев и попадает в гущу майданных страстей. Подруга готовит «коктейли Молотова», а он тщетно пытается ее урезонить. В итоге, вняв совету спасенного беркутовца, герой решает вернуться домой. По дороге автобусы крымских активистов атакуют бандеровцы. Алена приезжает в Севастополь навестить чудом выжившего Саню и слышит: «Зачем явилась?» Водоворот крымских событий вынуждает девушку задержаться в городе русской славы, осознать ошибки юности и рискнуть ради любимого жизнью.

Перековка майданщицы технически сделана как лав-стори, но рассказана наперекор канонам мелодрамы: вместо пламенной страсти севастопольский Ромео и киевская Джульетта демонстрируют преданность враждующим соплеменникам. Девица всей душой стремится на киевское пепелище, а юноша хочет порвать с идеологически чуждой подругой и ринуться под каток большой истории. Пытаясь удержать любовную лодку на плаву, постановщик прибегает к услугам неравнодушных граждан.

Лучше всех с этой ролью справляется Санин папа — русский патриот, он же полковник украинских зенитно-ракетных войск (Геннадий Яковлев). Приобняв едва знакомую девицу за плечи, возвращает ее в объятия строптивого сына. Венчает юные сердца седой бард. В очередной раз расставшаяся с Саней, Алена роняет слезу в стакан водки, ресторанный певец заговорщически подмигивает ворвавшемуся в зал кавалеру, и тот, оценив подсказку и состояние возлюбленной, уводит потеряшку в номер для новобрачных.

Однако старшие товарищи подставляют плечо не только на личном фронте — хлипкая лирика служит подмалевком к энергичным экшн-сценам, выписанным крупными, врезающимися в память мазками. Лучшие мгновения Крымской весны напоминают подвиги из «Случая в квадрате 36–80» и «Ответного хода» Михаила Туманишвили. Одухотворяют ленту исторические эпизоды, показывающие восстания крымчан на Симферопольском вокзале и площади Нахимова. При этом фильм повествует о решающем вкладе «вежливых людей», а не о всенародном подвиге.

Кульминационная сцена перехвата контроля над украинской частью, оснащенной комплексами С-300, решена как блистательная военно-диверсионная операция — поединок воль российских военных и сторонников майдана. В грандиозной схватке даже Сане удается блеснуть сноровкой — ворваться на командный пункт и предотвратить пуск ракет на военный аэродром Бельбек.

Алексей Пиманов проявляет чуткость не только к заказу Министерства обороны, но и к общественному запросу на сильную руку. Три года назад на нее уповал полуостров, она же спасла Крым и Россию. Но пока не решен статус Донбасса, тема остается открытой, а разговоры о коммунальной соседской сваре, которую можно решить «принуждением к миру» и подсластить сказкой о чистой светлой любви, звучат не совсем уместно. Такова правда «Крыма»: между защитниками Родины и бредящей кровью толпой существует антропологическая пропасть, через которую невозможно перекинуть хлипкий мостик лав-стори.