21.09.2017
Первый важно стоял возле Охотного Ряда, потягивал трубку и подозрительно косился на съемочную группу за оградой. «Доброе утро!» — зачем-то сказал я. Он слегка улыбнулся, а подбежавший фотограф тут же предложил запечатлеть нас на память. Пришлось вежливо отказаться, потому что мне был нужен другой Сталин — актер Георгий Майсурадзе. Появившись на Красной площади, он одобрительно кивнул в сторону танка Т-34. Его создатель, конструктор Михаил Кошкин, — личность легендарная. Родился в бедной семье в Ярославской области, в 10-летнем возрасте уехал на заработки в Москву, где трудился пекарем. Затем, отслужив в армии, окончил Ленинградский технологический институт.
Перспективного инженера перевели на завод в Харьков. Именно там Михаил Ильич разработал танк А-32 (будущий Т-34). В 1940 году Кошкин совершил танкопробег из Харькова в Москву и показал свое детище лично товарищу Сталину. Танк был немедленно запущен в серийное производство, а конструктор отправился обратно в Харьков. Почти сразу по возвращении из Москвы Кошкин скончался, так и не узнав, что труд всей его жизни окажется одним из символов Великой Победы.
Создатели фильма «Увидеть Сталина» не включили в сценарий смерть легендарного инженера, заключительным аккордом ленты стала сцена на Красной площади.
— Самым сложным было определиться с жанром, — пояснил продюсер Дмитрий Щербанов. — Мы решили рассказать историю, которую зритель захотел бы увидеть на большом экране. Тогда-то и поняли, что будем делать фильм в жанре роуд-муви.
Стали искать режиссера, выбор пал на Кима Дружинина, снявшего военную драму «28 панфиловцев». Лента не только собрала хорошую кассу, но и получила отличные отзывы зрителей и кинокритиков.
— В «28 панфиловцах» Ким сумел воссоздать эпоху, передать ощущение присутствия. Именно этого мы хотели добиться в картине «Увидеть Сталина», — добавил Щербанов и растворился среди многочисленных сотрудников группы.
Наблюдать за процессом одно удовольствие. Дружинин старательно выстраивает кадр:
— Равняйтесь правее, — отдает он распоряжения высшему командованию страны. Калинин, Молотов и Ворошилов покорно делают шаг вправо, а за ними и сам Сталин. — Хорошо, а теперь давайте немного укрупним, — обращается режиссер к оператору. — Внимание. Приготовились. Камера идет. Начали.
Стоя на ветру, артисты упорно вглядывались в пустоту, представляя, как почти 80 лет назад здесь маневрировали танки. Сейчас на площадке только две машины, остальные появятся уже в процессе монтажа. Образцы Т-34 привезли на тягачах и поставили на всеобщее обозрение возле Охотного Ряда. Модели были специально изготовлены на «Мосфильме» для картины и, по сути, являются реконструкцией тех боевых машин, что показывал Кошкин на смотре. Увидев танки и окружившую их публику, ряженый Сталин, который фотографируется с туристами за деньги, приуныл. Все-таки сложно конкурировать за зрителя с таким масштабным проектом.
Режиссер останавливает съемки и просит готовиться к дублю.
— Закройте за Сталиным брешь — Тверская в кадр лезет, — поясняет он помощникам. Пока перестраивают артистов, замечаю, что приехал исполнитель роли конструктора Кошкина Андрей Мерзликин. На площадке он появился вместе с детьми.
— Надеюсь, они увидят процесс съемок, расскажут своим друзьям, выложат фото в Instagram, а весной придут в кино, — пояснил Мерзликин.
Говоря о своей роли, артист отметил, что во время кастинга на удачу держал кулаки, а после утверждения восклицал: «Ну какой же я Кошкин?!» Какой? Очень даже хороший. Актер и внешне немного похож на конструктора.
— Все-таки это большая ответственность — играть реальную легенду, — признался Мерзликин. — Наибольший интерес для нас представлял пробег Харьков — Москва. По большому счету нас ждет не военно-историческая реконструкция, а хорошее приключенческое кино.
Кроме того, Мерзликин рассказал, что остался под большим впечатлением от «28 панфиловцев»:
— Я был поражен, как Ким умело использует технологии съемок, которыми пользовались еще в СССР. Тогда благодаря макетированию, совмещению кадров масштабные картины делались без всякой компьютерной графики. Ребята смогли взять эти приемы на вооружение.
Артист добавил, что картина интересна еще и с просветительской точки зрения.
— Изобретение Кошкина закрыло тенью имя своего создателя. И в отличие от Калашникова, его мало кто знает. Возможно, этим фильмом мы откроем для зрителя имя конструктора и небольшой, но довольно интересный факт его биографии.
Тем временем режиссер командует: «Стоп. Снято». По Красной площади разносятся аплодисменты сотрудников съемочной группы и актеров. Московский блок завершен. Все счастливо выдохнули. Особенно скучающий у Охотного Ряда Сталин. Режиссеру остается еще пара смен в Санкт-Петербурге и постпродакшн. «Увидеть Сталина» на экране можно будет уже весной 2018 года.
Ким Дружинин: «Мне всегда нравилось рассказывать о жизни неординарных людей»
Пока группа собирает оборудование, мы наконец можем побеседовать с режиссером Кимом Дружининым.
культура: Чем Вас привлек сценарий «Увидеть Сталина»?
Дружинин: Мне позвонил продюсер картины Дмитрий Щербанов, сказал, что есть интересная история о конструкторе танка Т-34 Михаиле Кошкине, поинтересовался, не хотел бы я взяться за ее воплощение. Почитал сценарий: сюжет показался стоящим. Кое-что мы переписали и приступили к работе. Мне всегда нравилось рассказывать о жизни неординарных людей, вписавших свое имя в историю страны.культура: Судя по всему, в картине реальная история граничит с вымыслом?
Дружинин: Мы взяли за основу факт пробега, а остальное домыслили. Проблема была в том, как совместить реальных исторических деятелей с нашей абсолютно выдуманной историей. На самом деле это были довольно трагические страницы в жизни Кошкина — он шел своим ходом обратно в Харьков, и по дороге уже больной провалился под лед. Вскоре конструктор скончался. По сути, пробег стоил ему жизни. Но мы рассказываем историю победы этого человека.культура: Некоторые зрители скептически относятся к искажению исторических фактов в кино. Помнится, критики предъявляли Вам претензии за чересчур личную интерпретацию подвига 28 панфиловцев. Где, на Ваш взгляд, должна проходить грань между достоверностью и вымыслом?
Дружинин: Для меня нет такой грани. Просто художественное осмысление бывает разным: одно несет позитивную составляющую, а другое — скандал и разрушение. Каждый режиссер выбирает свой путь сам. При этом я уверен, что не надо пытаться превратить игровое кино в документалистику. Вымысел нужен лишь для того, чтобы вызвать у зрителя определенные эмоции.культура: Это уже вторая Ваша лента, повествующая о войне. Чем Вам интересен этот период в истории страны?
Дружинин: Так получилось абсолютно случайно. После «28 панфиловцев» зарекся снимать кино про войну. Но, видимо, наверху знают лучше. Наверное, такова моя миссия.культура: Почему зареклись?
Дружинин: Если бы вы посидели почти пять месяцев в минус 35 в окопах среди снегов, артиллерии и танков, то поступили бы точно так же.культура: Долго искали артиста на роль Михаила Кошкина?
Дружинин: Нет, мы посмотрели на фотографию Андрея Мерзликина и сразу поняли, что именно он должен играть нашего героя. Он хороший актер, похож на конструктора внешне, да еще и отчество у него Ильич. В общем, все было предрешено. Здорово, когда не надо проводить долгий кастинг.культура: На Красной площади стояли танки, максимально приближенные по конструкции к первым Т-34. Так ли важны для Вас исторические детали?
Дружинин: На самом деле важно все, в особенности подход к процессу создания фильма. Если тебе как художнику плевать, на чем ездят герои, то, скорее всего, тебе неинтересен и сам проект. На тех же «Панфиловцах» нас никто не заставлял делать откат у орудий. Если посмотреть военные фильмы, то практически никто из создателей не заморачивался такими нюансами. А по мне, эта деталь сразу добавляет происходящему на экране правды.культура: Сегодня к фигуре Сталина в обществе довольно неоднозначное отношение. Не опасаетесь ли Вы провокаций и выпадов в сторону картины, наподобие тех, каким подвергается сегодня «Матильда» Алексея Учителя?
Дружинин: «Увидеть Сталина» — рабочий заголовок, и вполне вероятно, что в прокат фильм выйдет под другим названием. Наша история совсем не о Сталине, а о конструкторе танка Т-34 Михаиле Кошкине. Сам фильм не исторический, а приключенческий. По сути, это кино о том, как два танка из Харькова в Москву добирались, ну какая тут может быть провокация или политика?культура: Уже есть какие-то идеи по поводу следующей работы?
Дружинин: Да, мы с Андреем Шальопой (сценарист фильма «28 панфиловцев») планируем снять большую картину, посвященную космосу.
Фото на анонсе: Артем Коротаев/ТАСС