Мени Яиш: «Тарковский — отец современного артхауса»

Денис СУТЫКА

02.09.2017

2 сентября в Летнем кинотеатре «Пионер» в Парке «Сокольники» стартовал XVI  Фестиваль израильского кино. Фильмом-открытием стала картина Мени Яиша «Вышибала», получившая 11 номинаций Израильской киноакадемии. Накануне с молодым режиссером побеседовал корреспондент «Культуры».

культура: Расскажите немного о фильме, который привезли на фестиваль.
Яиш: Моя картина повествует об отцовстве. Недавно я стал папой и хотел рассказать зрителю о том, что это такое и насколько сложно быть родителем. Главный герой — охранник в клубе. Его жена не может забеременеть и нужны деньги на операцию. Мужчина связывается с мафией, получает необходимую сумму, но преступный мир так просто не отпускает.

культура: Вы сами пишете сценарии для своих картин. Предпочитаете прибегать к личному опыту?
Яиш: Считаю, что режиссеры, в особенности сами придумывающие киносценарии, всегда рассказывают о своей личной жизни. Когда разговариваю с начинающими постановщиками, стараюсь всячески подвигать их делиться со зрителем сокровенным, потому что такие истории уникальны. Они вызывают у публики отклик.

культура: В каком состоянии сегодня находится ваш национальный кинематограф?
Яиш: Каждый год в Израиле выходит около 30 полнометражных фильмов, снятых в разных жанрах. Картины получают поддержку из фонда Рабиновича и Фонда национального кинематографа Израиля. Так же есть Фонд Иерусалим, поддерживающий режиссеров, снимающих о столице. В целом финансирование не очень высокое и далеко не все фильмы окупаются в прокате. Бывает, государство теряет деньги, но с другой стороны нужно учитывать некую высшую цель кинематографа. Вполне вероятно, картина, не окупившаяся в прокате, продемонстрировала какую-то особую сторону жизни Израиля.

К сожалению, порой фильмы, высоко отмеченные на крупных международных фестивалях, на родине практически не пользуются успехом.

культура: В России очень часто снимают кино с оглядкой на Запад. В Израиле — та же тенденция?
Яиш: Мы не пытаемся соперничать с Голливудом, но некоторые фильмы действительно повторяют американскую модель. Особенно это касается молодежных лент. При этом есть немало картин, которые базируются на местном менталитете. Как и французы, мы понимаем, насколько национальный кинематограф важен для страны.

культура: Вы впервые приехали в Россию?
Яиш: Да, и пока еще толком ничего не видел. Хочу как простой турист посмотреть Кремль, Красную площадь, раствориться в городе.

культура: У каждого молодого кинематографиста есть любимые режиссеры. Чьи работы близки Вам по духу и стилистике?
Яиш: В первую очередь, конечно, Тарантино, Форда Копполы, Скорсезе, Де Пальмы, братьев Коэн. Так же на меня оказали влияние российские режиссеры Андрей Тарковский и Тимур Бекмамбетов. Работы Тарковского мы изучали в киноакадемии, а недавно прочел его книгу «Запечатленное время». Мне очень близка его мысль, что первый фильм никогда не будет похож на последующие, потому что к дебюту ты готовишься всю жизнь.

культура: Какое впечатление произвели на Вас фильмы Тарковского?
Яиш: Я видел «Сталкер», «Солярис» и «Зеркало». Признаюсь, в своих работах позаимствовал у Тарковского пару моментов. Например, в «Вышибале» с помощью его приемов попытался передать медленную, размеренную жизнь главных героев. Считаю, что техника русского режиссера оказала большое влияние на весь мир. По сути Тарковский — отец современного артхауса.

культура: С кем из российских кинорежиссеров хотелось бы встретиться на съемочной площадке?
Яиш: Я бы с радостью поработал с Ильей Найшуллером, снявшим «Хардкор». Нам интересен один и тот же жанр, так что было бы здорово сделать совместный проект.

культура: Если пофантазировать, каким бы мог получиться этот фильм?
Яиш: В первую очередь история должна быть интересна зрителем двух государств. Хотя у наших стран много общего. Думаю, у нас бы получилась крепкая драма. А экшна нам с российским коллегой не занимать.