А «Удача» — награда за смелость

Алексей КОЛЕНСКИЙ

30.08.2017


«Удача Логана»
США, 2017

Режиссер: Стивен Содерберг 

В ролях: Ченнинг Татум, Адам Драйвер, Дэниел Крейг, Кэти Холмс, Хилари Суонк, Кэтрин Уотерстон, Сет Макфарлейн, Себастьян Стэн, Райли Кио, Дэвид Денман

16+

В прокате с 7 сентября

Заявив четыре года назад об уходе из кино, Стивен Содерберг вернулся на большие экраны с «Удачей Логана» — криминальной сагой, напоминающей лучшие комедии братьев Коэн и блещущей злободневным политическим подтекстом. 

Режиссер хотел опробовать новую прокатную модель и, заручившись поддержкой сетевых кинотеатров, выпустил недорогой проект без участия крупных дистрибьюторов. Воспользовавшись расположением звездного ансамбля и лихим сценарием дебютантки Ребекки Блант, Содерберг провернул забавный трюк, доверив совершить ограбление века не новым «Друзьям Оушена», а увечным деревенским дурачкам. Окупил лишь треть бюджета, но снял культовую картину. 

Сюжет и фактура категорически негероичны. Северная Каролина, типичная одноэтажная Америка. Ржавый внедорожник да хижина на отшибе — все, что осталось в жизни хромого экскаваторщика Джимми Логана (Ченнинг Татум), уволенного за скрытую при приеме на работу хромоту, заработанную в горячей точке. Бывшая жена (Кэти Холмс) переезжает к успешному автодилеру в соседний штат с единственной отрадой глаз — семилетней дочкой. Младший брат Клайд (Адам Драйвер), потерявший на иракской войне кисть руки, считает, что над Логанами тяготеет семейное проклятие — стоит помянуть беду, как она тут как тут. Братья стараются не молоть языками, общаются односложными репликами. Последняя надежда экс-экскаваторщика — листок бумаги, на котором набросаны десять пунктов инструкции идеального ограбления, — ироничный аналог божественных заповедей: вместо «не укради» там значится «не жадничай», а «не пожелай ничего, что у ближнего твоего» заменяет: «помни, дерьмо случается и случается снова». 

В общем, Джимми и Клайд — типичные представители самого угнетенного подвида Homo sapiens: белые, гетеросексуальные, атеисты. Кажется, эти ребята не способны ни о чем договориться, зато понимают друг друга с полуслова. Вот из такого сора, элегантно рифмуя маету чудаков с подготовкой грандиозного ограбления, Содерберг организует интригующий сюжет, а на самом деле переписывает набело американскую мечту. Ее эмблема — единственная местная достопримечательность — стадион, где пилоты гоночных болидов нарезают миллионы. Однако NASCAR построен на месте бывшей городской свалки, из-за чего трассе грозит обрушение. Укрепляя основание, Джимми обнаруживает золотую жилу — трубы пневмопочты, по которым в подземный банковский сейф слетаются «мертвые президенты». 

Завалить стального «медведя» способен старый знакомый, доматывающий тюремный срок. Заговорщики берутся обеспечить Джо Бабаху (Дэниел Крейг)  побег и незаметное возвращение на нары. Ограбление осуществляется по рецептам молчаливых нуаров французского классика Жан-Пьера Мельвиля. При этом Джим держит сценарий аферы в голове, а его партнеры убеждены, что он им известен «от и до».

Постановщик рядовых лент превратил бы сюжетную интригу в мышеловку для недалеких подельников главного героя, но Содерберг сделал иначе. 

Сквозная тема Содерберга — торжество семейных ценностей на руинах корпоративной этики: «не навреди ближнему, не пожелай другому того, что не желаешь себе». Готовя ограбление, режиссер и его лирический герой не в шутку, а всерьез следуют библейским заповедям. Но и это не главная фишка «Удачи Логана». Отстраняясь от прямой полемики со свихнувшимися на либерализме голливудскими звездами, Содерберг снял первый в истории про-трамповский фильм — наглядную инструкцию о том, как, изменив направление финансовых потоков, ускорив их циркуляцию и пожертвовав идеей индивидуального обогащения, реанимировать американскую мечту. Не взрывать набитый баксами сейф и делать ноги, а превратить его в аэродинамическую трубу, осыпать дензнаками обывателей и, обеспечив лояльность вольных и невольных участников экспроприации, заработать железное алиби, доброе имя и умеренное процветание.