Комикс чести

Алексей КОЛЕНСКИЙ

02.08.2017


«Валериан и Город тысячи планет»
Франция, 2017

Режиссер: Люк Бессон

В ролях: Дэйн Дехаан, Кара Делевинь, Клайв Оуэн, Рианна, Итан Хоук, Рутгер Хауэр, Крис У, Сэм Спруэлл, Саша Лусс

12+

В прокате с 10 августа

В кинотеатрах стартовал самый амбициозный европейский проект десятилетия: космическая опера Люка Бессона «Валериан и Город тысячи планет».

«Этот фильм я очень ждал. «Пятый элемент» был его репетицией, а «Люси» — тизером», — признается Бессон, несколько лет назад обещавший уйти из режиссуры. Последние ленты мэтра — «Необычайные приключения Адель» и «Артур и минипуты» — казались невразумительными вампуками, но, как выяснилось, сказочник не валял дурака, а готовился к съемкам главной картины своей жизни. В детстве Люк влюбился в фантастический комикс Пьера Кристина и Жан-Клода Мезьера «Валериан и Город тысячи планет», и вот, наконец, компьютерные технологии доросли до детального воплощения фантазии. Реализация мечты обошлась недешево — в 177 миллионов долларов. Образным ключом и точкой опоры экранизации стали сюрреалистические образы классика французской анимации, выдающегося графика Рене Лалу, вдохновившие пролог космической саги. 

С незапамятных времен на берегу бескрайнего океана жил грациозный народ Перл, промышлявший рыбалкой и ловлей жемчужин. Однако сказка не может длиться вечно — однажды небеса заполыхали от взрывов космических битв, по планете Мюл пронесся огненный вихрь. Горстка туземцев во главе с вождем успела укрыться в рухнувшем корабле, а прекрасная принцесса (топ-модель Саша Лусс) сгинула вместе с шестимиллионным народом.

Пробудившись от странного сна, майор Валериан (Дэйн Дехаан) получает приказ добраться до планеты Большой рынок и вместе с напарницей, сержантом Лорелин (Кара Делевинь), доставить на борт своего межгалактического крейсера уникального пассажира — последнего представителя редкого вида животных. 

Напарники привозят чудо природы в порт приписки — Город тысячи планет и трех тысяч галактических рас, — рукотворную агломерацию, бороздящую просторы Вселенной в Магеллановом Облаке. Валериан и Лорелин возвращаются как нельзя кстати: в самом сердце гигантского «лего» обнаруживается очаг радиоактивного заражения, проникнуть в который не удается даже отборным космическим рейнджерам. Собиравшегося ликвидировать угрозу капитана порта командора (Клайв Оуэн) похищают таинственные злоумышленники. Валериан бросается в погоню, Лорелин — следом за ним.

Вместе и поодиночке им предстоит покорять космические бездны, сражаться с чудовищами и соблазнами, находить друзей, помогающих раскрыть тайну вещего сна и алхимию чувств. Фантастические приключения разворачиваются как метафора любовных отношений. Перед тем как схватить инопланетного зверька за хвост, Валериан делает Лорелин предложение, но строгая девушка не спешит дать ответ невротику-сердцееду, коллекционеру любовных побед. Честь — не пустой звук. 

Важную роль сыграл выбор актеров: смахивающего на «вдруг постаревшего мальчика» Дехаана и кажущуюся подмороженной Делевинь. Алхимии «пятого элемента» между ними не наблюдается. Типажно это не звездные рыцари без страха и упрека, а среднестатистические офисные полуфабрикаты, лишенные вкуса жизни и жара страсти, мечтающие поскорее сдать дела и скоротать дни в тропическом раю... Но режиссер видит их глубже, чем положено фантасту: в активе у бледного юноши светлая тоска по увиденному во сне Золотому веку, а у его подружки болтается в клетке на поясе неизвестный науке зверь, Лорелин называет его «Конвертер». Попав в руки таинственных похитителей командора — выживших туземцев планеты Мюл, — он и в самом деле оказывается способным возродить утраченный рай. Этот полный гармонии мир и есть тот самый элемент, которого не хватало межзвездным агентам. 

Не меньше элизиума Мюл впечатляют ландшафты космического Города. Каждый эпизод заселен десятками и сотнями забавных фантастических тварей и наделен уникальной эмоциональной палитрой. Поразительно, но «парад планет» не выглядит аттракционной отсебятиной, а является прямой проекцией состояний героев, идущих по пути самопознания навстречу большому светлому чувству.

Бессону удалось невозможное: показать, как, преодолевая пространства, влюбленные обретают взаимность и укрощают бег времени, вырастают из бесполых межзвездных функционеров в заветные половинки граждан Золотого века.