«Селфи» на фоне фестиваля

Алексей КОЛЕНСКИЙ

22.06.2017

В ближайшие семь дней зрителям и гостям смотра предстоит увидеть более двухсот фильмов со всех концов света. 

На ММКФ нет очевидных фаворитов и сенсаций главным образом из-за широчайшего диапазона событий — премьеры поражают разнообразием, а программы напоминают насыщенный солевой раствор, в котором распускаются кристаллы необычайных форм и оттенков.  

В Основном конкурсе соревнуются тринадцать лент, наиболее экзотичные — российские: «Мешок без дна» Рустама Хамдамова — эстетская экранизация Акутагавы Рюноскэ, «Купи меня» Владимира Перельмана — сатирическая трагикомедия о нелегких буднях модельного бизнеса и разбитых сердцах, «Карп отмороженный» Владимира Котта — мелодрама с сюрреалистическим акцентом и звездным трио Алисы Фрейндлих, Марины Нееловой и Евгения Миронова. 

Мощной соперницей наших кинематографистов выступила азиатская сборная. Форвард — фестивальный лауреат Лян Цяо — представляет фреску о проблемах современной Поднебесной «Хохлатый ибис». Его коллеги радуют жанровой палитрой — перед нами лиричная японская мелодрама Рютаро Накагавы «Апрельский сон длиной в три года», жесткий корейский триллер Ким Понхана «Обычный человек», сентиментальная индийская лав-стори Мустафы Сарвара Фаруки «Утопленник» и экзистенциальная турецкая драма Фикрета Рейхана «Желтая жара». За Европу играют остросоциальные картины: «Преисподняя» Фенара Ахмада, «Селфи» Виктора Гарсия Леона, «Звездачи» Висы Койсо-Канттила, «Лучший из миров» Адриана Гойгингера.  Единственная темная лошадка родом из Аргентины — политическая мелодрама «Симфония для Аны» Эрнесто Ардито и Вирны Молины.

Площадку неигровиков захватили фильмы-расследования. Сергей Дебижев погрузился в «Раскаленный хаос» и сорвал маски с заговорщиков, стоявших за февральским и октябрьским переворотами, Эверадо Гонзалез разоблачил палачей мексиканских наркокартелей в «Свободе дьявола», Лиссетт Ороско прервала «Молчание Адрианы», показав историю бывшей сотрудницы тайной чилийской полиции, Лана Уилсон обеспечила «Уход» выжившим самоубийцам. В этом царстве тьмы есть и пара светлых пятен — фильм-портрет композитора Олега Каравайчука «Последний вальс» от дебютантки Юлии Бобковой и «Опера» Жан-Стефана Брона. Короткометражная программа обещает быть самой сильной в истории смотра, вследствие жесткого отбора: на экраны ММКФ попал каждый двадцатый претендент. 

Из двух дюжин ретроспектив главный интерес традиционно вызывают коллекции отборщиков смотра Андрея Плахова и Петра Шепотинника. «Эйфория окраины» представит лирическую трагикомедию Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды», мистическую любовную историю Ильдико Эньеди «О теле и душе», эксцентрический детектив Агнешки Холланд «След зверя» и три картины румынской волны — «Израненные сердца» Раду Жуде, «Незаконные» и «Посредник» Адриана Ситару. В числе «8 1/2 фильмов» —  историческая фреска Бруно Дюмона «Детство Жанны д’Арк», криминальная драма Лава Диаса «Женщина, которая ушла», мелодрама Стефана Бризе «Жизнь» по мотивам романа Мопассана, «Сеть» Ким Кидука, «Молодой Годар» Мишеля Хазанавичуса с Луи Гаррелем и «Смерть Людовика XIV» Альберта Серры — бенефис Жан-Пьера Лео. 

Гвоздь программы «Фильмов, которых здесь не было» — социальная драма о борцах со СПИДом «120 ударов в минуту» Робена Кампийо, отмеченная «Золотой пальмовой ветвью», и мелодрама Клер Дени «Впусти солнце» с Жюльетт Бинош. «Спектр» 39-го интригует камерными лав-стори: «Порту» Гейба Клингера — последний фильм с Антоном Ельчиным, «То, что никто не видит» Станислава Токалова — дуэт Катерины Шпицы и Евгения Ткачука и фрейдистская драма «Ана, любовь моя» Кэлина Петера Нетзера.  

Парад неожиданных премьер — фирменный стиль ретроспективы «Русский след». Неигровой фильм Марка Челищеффа «Андрей — Голос вина» расскажет историю русского аристократа Челищеффа, возродившего калифорнийскую лозу, опаленную сухим законом, а «Смерть Шейха» Влада Козлова в авангардистско-китчевом ключе раскроет тайну гибели Рудольфа Валентино. В картине приняли участие Изабелла Росселлини и собирающийся посетить фестиваль Франко Неро. Есть и анимационно-игровой ретрогиньоль «Настоящий Октябрь» Катрин Роте (рубрика «Октябрь в «Октябре»).  

Любопытная программа «Поколение # выбирает». Начинающие режиссеры Наталья Мещанинова, Нигина Сайфуллаева, Наталья Кудряшова, Михаил Местецкий и Иван И. Твердовский представят классические шедевры, определившие их выбор профессии. Более внушительный мастер-класс проходит под лаконичным заголовком «Мастера»: здесь покажут новые картины Аббаса Киаростами, Энга Ли, Эльдара Шенгелаи, Тьерри Фремо, Арно Деплешена, Фатиха Акина, Жака Дуайона и Микеле Плачидо. Последний прибудет в Москву, чтобы представить свой политический памфлет «Семь минут».  

Впечатляют и премьеры с национальным колоритом. «Открытие: Кино регионов Индии» — шесть сказок, эпосов и исторических драм, снятых на языках телугу, бенгали, каннада, тамили, гуджарати и асамия. «Республика Корея. История и современность. Фильмы Юн Джегюна», автора первого национального фильма-катастрофы «2012: Цунами» и мощной военно-исторической драмы «Ода моему отцу». Три северокорейские ленты увидим в программе «Открытие: Сегодня о Корее»: «Аттестат Зрелости» Ким Чонука и Пак Чонгу, «Город Кэсон, где были в поисках женьшеня» Ли Чханмина и «История нашего дома» Ли Юнхо, Ха Ёнкиля. 

Отреставрированная классика 80-х годов погружает зрителей в атмосферу магического реализма. Главная премьера «Аргентинское кино. Возвращение» — мистическая драма «Юг» Фернандо Соланаса. Восстановленные ленты собраны в одноименную программу — здесь и легендарная «Битва за Алжир» Понтекорво, и «Зеркало» Тарковского, и «Балалайка-шоу» Каурисмяки, и восстановленные ленты юбиляра 2017 года Андрея Кончаловского. Не забыты и поклонники киноманских аттракционов. Их ждет парад-алле ужастиков «Ночи страха», откровения некрореалиста Евгения Юфита, зубастые канадские аниматоры и шлемы для просмотра сферических лент. 

Вдумчивым зрителям адресована «Свободная мысль», представляющая фильмы–лауреаты международных документальных смотров. Среди именных ретроспектив центральное место заняла юбилейная коллекция Андрея Кончаловского и президента Швейцарской киноакадемии, военного документалиста Кристиана Фрая. 

Жюри под председательством прошлогоднего лауреата, иранского режиссера Реза Миркарими — итальянская дива Орнелла Мути, немецкий продюсер Бригитта Мантей, сценарист и художник Александр Адабашьян, финский режиссер Йорн Доннер, испанский классик Альберт Серра — вынесет вердикт 29 июня. Официальный фильм Закрытия — «Роковое искушение» Софии Копполы. 


Фото на анонсе: кадр из фильма «Мешок без дна»