Союз меча и оравы

Алексей КОЛЕНСКИЙ

14.05.2017


«Меч короля Артура»
США, 2017

Режиссер: Гай Ричи

В ролях: Чарли Ханнэм, Джуд Лоу, Джимон Хонсу, Астрид Берже-Фрисби, Эрик Бана, Джофф Белл

16+

В прокате с 11 мая

На экранах новый фильм британского насмешника Гая Ричи. В этот раз режиссер не пытался угодить поклонникам «Большого куша», «Шерлока Холмса» и «Агентов А.Н.К.Л.». Средневековое предание о рыцарях Круглого стола понадобилось Ричи для решения скромной творческой задачи — сочинения технического руководства по захвату и легитимизации власти.

В жестоких битвах магов и людей устоял замок Камелот. Но легендарную твердыню поколебала измена: связавшись с темными силами, брат короля Утера Пендрагона (Эрик Бана) Вортигерн (Джуд Лоу) прикончил венценосную чету. Ныне узурпатор, пытаясь достичь могущества предшественника, высасывает из подданных все соки на стройку века — он обретет полноту власти, лишь когда воздвигаемая им башня вознесется до небес (образованный зритель увидит отсылки не только к истории о Вавилонской башне, но и нашумевшему в свое время роману «Шпиль» Уильяма Голдинга). Силы природы восстают против замысла гордеца: по мере роста сооружения отступает море, и из-под воды является меч в камне. Согласно преданию, извлечь его сможет лишь законный наследник Утера.

Счастливчиком оказывается мелкий сутенер — усыновленный продажными девками подкидыш Артур (Чарли Ханнэм). Вырвав Экскалибур из скалы, парень испытывает небывалый прилив сил и лишается чувств… Однако он не спешит ввязываться в борьбу за свалившееся наследство и предлагает Вортигерну меч в обмен на жизнь. Увы, отделаться от волшебного оружия ему не удается: озверевший дядюшка сжигает публичный дом, и обездоленный племянник вступает в ряды партизан бывшего королевского полководца Бедивера (Джимон Хонсу).

Ричи не жалеет мрачных красок для бойкой монтажной скороговорки, наскоро сшитой из античных и средневековых руин, чудовищных зверюшек, зловещих мордоворотов и фирменного трепа. Зато хранит верность легенде в ключевом образе картины — волшебном Экскалибуре, обладающем собственной волей и нелегким нравом. Подобно магическому кристаллу клинок раскрывает хозяину тайны прошлого, жаждет крови и ведет в бой. Но найти общий язык с артефактом получается не сразу: малахольная ведьмочка Маг (Астрид Берже-Фрисби) отправляет Артура в преисподнюю — герой закаляется в поединках с исчадиями бездны и осваивает орудие возмездия. Перековавшийся Артур рвется в бой с Вортигерном, а главным подспорьем союза крови и стали служит смекалка товарищей, согласных рискнуть жизнью за вождя, но не желающих превращаться в халифов на час.

Ричи подчеркивает: «Меч короля Артура» — не сага о праведной мести или государственном перевороте, но предсказуемый и знакомый еще по американскому фэнтезийному канону 70–90-х рассказ о том, как взрослеет и набирается ума власть. Поначалу заговорщики решают не связываться с готовыми взбунтоваться баронами и не делиться с ними плодами побед. Уповают лишь на себя, точечные диверсии и террор. Первым делом разрушают коммуникации — топят баржи с башенными стройматериалами и рабами. Расставляют силки на Вортигерна, а когда тот избегает ловушки, заманивают в нее гвардейцев и «умиротворяют» их разгулявшимся Экскалибуром. Загнанный в угол тиран вызывает Артура на бой…

Но злодея уже ничто не спасет: один в поле — не воин. Иное дело закалившаяся в битвах братва Артура. Стараясь обезопасить Камелот от дальнейших распрей, победители посвящают друг друга в рыцари и приглашают за свой Круглый стол соседей-викингов. Каждый разбойник получает равную долю пирога и становится миноритарным акционером при дворе короля Артура. Иными словами, монарх теперь глава не столько аристократической, сколько коммерческой корпорации. Всю дорогу прикидывающийся выходцем из низов, а на деле являющийся родственником правящей династии Ричи знает, о чем говорит, — за века западная цивилизация от своего «золотого стандарта» правления не так далеко ушла.