14.05.2017
«Меч короля Артура»
Режиссер: Гай Ричи В ролях: Чарли Ханнэм, Джуд Лоу, Джимон Хонсу, Астрид Берже-Фрисби, Эрик Бана, Джофф Белл 16+ В прокате с 11 мая |
В жестоких битвах магов и людей устоял замок Камелот. Но легендарную твердыню поколебала измена: связавшись с темными силами, брат короля Утера Пендрагона (Эрик Бана) Вортигерн (Джуд Лоу) прикончил венценосную чету. Ныне узурпатор, пытаясь достичь могущества предшественника, высасывает из подданных все соки на стройку века — он обретет полноту власти, лишь когда воздвигаемая им башня вознесется до небес (образованный зритель увидит отсылки не только к истории о Вавилонской башне, но и нашумевшему в свое время роману «Шпиль» Уильяма Голдинга). Силы природы восстают против замысла гордеца: по мере роста сооружения отступает море, и из-под воды является меч в камне. Согласно преданию, извлечь его сможет лишь законный наследник Утера.
Счастливчиком оказывается мелкий сутенер — усыновленный продажными девками подкидыш Артур (Чарли Ханнэм). Вырвав Экскалибур из скалы, парень испытывает небывалый прилив сил и лишается чувств… Однако он не спешит ввязываться в борьбу за свалившееся наследство и предлагает Вортигерну меч в обмен на жизнь. Увы, отделаться от волшебного оружия ему не удается: озверевший дядюшка сжигает публичный дом, и обездоленный племянник вступает в ряды партизан бывшего королевского полководца Бедивера (Джимон Хонсу).
Ричи не жалеет мрачных красок для бойкой монтажной скороговорки, наскоро сшитой из античных и средневековых руин, чудовищных зверюшек, зловещих мордоворотов и фирменного трепа. Зато хранит верность легенде в ключевом образе картины — волшебном Экскалибуре, обладающем собственной волей и нелегким нравом. Подобно магическому кристаллу клинок раскрывает хозяину тайны прошлого, жаждет крови и ведет в бой. Но найти общий язык с артефактом получается не сразу: малахольная ведьмочка Маг (Астрид Берже-Фрисби) отправляет Артура в преисподнюю — герой закаляется в поединках с исчадиями бездны и осваивает орудие возмездия. Перековавшийся Артур рвется в бой с Вортигерном, а главным подспорьем союза крови и стали служит смекалка товарищей, согласных рискнуть жизнью за вождя, но не желающих превращаться в халифов на час.
Ричи подчеркивает: «Меч короля Артура» — не сага о праведной мести или государственном перевороте, но предсказуемый и знакомый еще по американскому фэнтезийному канону 70–90-х рассказ о том, как взрослеет и набирается ума власть. Поначалу заговорщики решают не связываться с готовыми взбунтоваться баронами и не делиться с ними плодами побед. Уповают лишь на себя, точечные диверсии и террор. Первым делом разрушают коммуникации — топят баржи с башенными стройматериалами и рабами. Расставляют силки на Вортигерна, а когда тот избегает ловушки, заманивают в нее гвардейцев и «умиротворяют» их разгулявшимся Экскалибуром. Загнанный в угол тиран вызывает Артура на бой…
Но злодея уже ничто не спасет: один в поле — не воин. Иное дело закалившаяся в битвах братва Артура. Стараясь обезопасить Камелот от дальнейших распрей, победители посвящают друг друга в рыцари и приглашают за свой Круглый стол соседей-викингов. Каждый разбойник получает равную долю пирога и становится миноритарным акционером при дворе короля Артура. Иными словами, монарх теперь глава не столько аристократической, сколько коммерческой корпорации. Всю дорогу прикидывающийся выходцем из низов, а на деле являющийся родственником правящей династии Ричи знает, о чем говорит, — за века западная цивилизация от своего «золотого стандарта» правления не так далеко ушла.