Взялись за «Живое»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

23.03.2017


«Живое»
США, 2017

Режиссер: Даниэль Эспиноса

В ролях: Райан Рейнольдс, Ребекка Фергюсон, Джейк Джилленхолл, Ольга Дыховичная, Хироюки Санада, Эрион Бакаре, Александр Нгуйен, Хиу Ун-Син

16+

В прокате с 23 марта

На экранах стартует сиквел «Чужого» — космическая опера Даниэля Эспиносы. «Живое» устроено проще, но претендует на большее.

В 1979-м, наступая на пятки добродушным «Звездным войнам», на экраны ворвался инопланетный дракон — исчадие готического поп-арта (художника Рудольфа Гигера) и британского сарказма (режиссера Ридли Скотта). Основным органом чувств ненасытного монстра был феромоновый локатор. И это, конечно, не случайно — ноу-хау подарило битве с феминисткой Элен Рипли фрейдистский подтекст. «Чужой» безобразничал с бой-бабой четыре акта, пока не повстречался с галактическими охотниками, «Хищниками». Тут-то, в нулевые годы, франшиза окончательно измельчала. 

Шведский экспат, чилиец Даниэль Эспиноса (режиссер запрещенной в российском прокате вампуки «Номер 44») присвоил фабулу культового боевика Скотта и превратил космическую оперу в производственную драму. 

Наши дни. Принимая доставленные с Марса пробы грунта, экипаж МКС обнаруживает одноклеточный организм. Обрадовав землян радиограммой «Мы не одиноки во Вселенной», астронавты приникают к микроскопам: инфузория не обманывает ожиданий — прилежно делится, подрастает... Но внезапно погружается в анабиоз. Попытавшись разбудить пришельца электрическим разрядом, команда получает массу проблем, напоминающих злоключения Элен Рипли. 

Главная беда: жертвам не дано раскусить повадки нового «чужого» — его даже толком рассмотреть невозможно. Келвин (так назвали существо земные дети) напоминает комок студенистых бесцветных водорослей, каждая из которых представляет зрительный нерв, мыслительный аппарат и мускулистое щупальце. Питающаяся кислородом, но выживающая и в открытом космосе, тварь стремительно перемещается, учится отвечать агрессией на агрессию, мыслит на несколько шагов вперед и планирует спуститься с небес на Землю. 

Ее противники — невзрачные работяги — ничем не напоминают суперменов. Один сбежал на орбиту от семьи, другой, парализованный инвалид, предпочитает жить в невесомости, третий просто сторонится коллег. Интернациональный экипаж возглавляет девица, наслаждающаяся контролем за мужиками (Ольга Дыховичная). Стараясь сплотиться в борьбе, товарищи по несчастью проявляют чудеса героизма и смекалки. Но тщетно — увеличивающийся в размерах гад просачивается в щели микросоциума, изолирует героев и истребляет одного за другим. Ничего личного — «Живое» просто познает мир, попутно разрушая враждебную среду. 

Герои пытаются выкинуть Келвина за борт, выпустить кислород, укрыться за переборками, а тварь методично загоняет их в угол. Как только последний выживший астронавт процедил сквозь зубы: «Не хочу возвращаться назад, к восьми миллиардам ублюдков», в зале раздались жидкие аплодисменты: пришельцы выдали себя, чужие среди нас — доказал Эспиноса. 

Его Келвин — лакмус, прозрачная метафора глобальной угрозы, разрушающей повседневность, виртуальный организм, оплетающий и переваривающий человеческую среду обитания. Объявляясь то тут, то там, изучая белый свет, инородное «Живое» уничтожает земное общежитие, претендуя на тотальное господство и личное бессмертие.

А очевидным прототипом этого неудобозримого, но наблюдательного и вездесущего монстра служит Мировая паутина, расширяющая границы коллективной Сети за счет жизненного пространства пользователей. Чтобы не стать ее жертвой, стоит прислушаться к назидательному слогану экспериментальной картины: «Жизнь всегда проложит себе путь, а наша начинается с нас». Иными словами: спасение человечества — личное дело каждого, кто причастен к традиционным, земным формам существования, а не угрюмых технократов на далеких орбитах.