10.03.2017
Центральной ретроспективой смотра стала программа к столетнему юбилею русских революций. Отборщики подошли к задаче творчески — помимо советских лениниан, представили коллекцию тематических драм всех времен и народов. Гвоздем показа выступили голливудская клюква «Казацкая нагайка» (1916, режиссер Джон Коллинз), воспевающая подвиг террориста-эсера подпольная лента «Заря русской революции» (1913, вероятный постановщик — Ричард Болеславский) и фильм-интервью Фридриха Эрмлера «Перед судом истории» (1964).
Большей популярностью пользовались рубрики «Игровики снимают документ» и «Студенческие работы». Настоящим откровением оказались картина Аскольдова «Судьба моя — КамАЗ» (1974), авангардный коллаж Юткевича «Встреча с Францией» (1960), поразительно зрелая короткометражка первокурсника ВГИКа Абдрашитова «Репортаж с асфальта», ернический диплом Краснопольского и Ускова «Тени на тротуарах».
Как именины сердца была воспринята юбилейная мини-ретроспектива Юлия Файта — очаровательная комедия по сценарию Геннадия Шпаликова «Трамвай в другие города», эстетская документалка о жизни тянь-шаньских шаманов «Маяка с реки Бикин» и полочная подростковая мелодрама «Мальчик и девочка» (сценарист — Вера Панова).
Главный сюрприз «Белых Столбов» — цикл снятых под руководством Сергея Владимирского лент «Как сделано искусство». Первая картина серии, созданная в 1937 году, представляет собой анимационную расшифровку заглавной рукописной страницы «Медного всадника». Вторая расскажет «Как работал Маяковский». Также зрителям позволят заглянуть на товстоноговскую репетицию «Трех сестер» и увидеть первых мхатовцев — Книппер-Чехову, Москвина и Качалова — в ролях, прославивших русскую сцену.
Под занавес «Белые Столбы» вручили памятные дипломы. Талантливый 20-летний импровизатор Филипп Чельцов удостоился награды «За возрождение искусства тапера в России». Первый в истории приз имени собирателя коллекции «Госфильмофонда» Владимира Дмитриева получила заведующая вгиковской лаборатории истории отечественного кино Наталья Чертова.