Из кресла в карьеру

Алексей КОЛЕНСКИЙ

08.03.2017


«Любовь с ограничениями» 
Россия, 2016

Режиссер: Дмитрий Тюрин

В ролях: Павел Прилучный, Анна Старшенбаум, Алексей Чадов, Илья Глинников, Кирилл Плетнев, Алексей Воробьев

16+

В прокате с 9 марта 

Узнав о том, что госкомпании обязаны принимать на работу людей с ограниченными возможностями, Миша (Павел Прилучный) прикидывается колясочником, становится менеджером «Нашгазстроя» и начинает посещать клуб инвалидов при ДК. Начальник корпорации (Алексей Чадов) планирует отжать здание и возвести вместо него офисный центр. Но в планы девелопера вмешивается любовь, сбивающая с ног. На экранах — комедия Дмитрия Тюрина «Любовь с ограничениями». «Культура» пообщалась с режиссером.

культура: Четыре года назад Вы сняли мелодраму «Жажда» о судьбе травмированного на войне парня и вновь вернулись к теме инвалидов. Нет ли здесь умысла? 
Тюрин: Задумывался об этом. Возможно, продюсер предложил мне идею картины, оценив «Жажду». Снять комедию из жизни колясочников показалось интересным. Такого кино у нас еще никто не делал.

Сценарий писался на актера Павла Прилучного, и продюсеры не прогадали. В Паше открылось подлинное комедийное дарование. В течение двух месяцев перед съемками мы «вживались в кресло», общались с колясочниками, удивлялись их силе духа и целеустремленности. Осознали: жалость тут неуместна, она увеличивает искусственную дистанцию, а юмор и уважение сближают людей. Приобретенный опыт определил лирический мотив нашей работы.  

культура: Персонажи «клуба инвалидов» — успешные люди: бизнесмены, спортсмены, благотворители... Нет ли здесь натяжки? 
Тюрин: Таких действительно много — прикованные к креслам люди постоянно учатся, осваивают новые профессии, стараются быть на виду. Лучший пример — Даша Кузнецова. Увлекается фотографией, путешествиями, спортом, ведет клубные занятия, снимается в телепрограммах. Станислав Бураков участвует в соревнованиях по пауэрлифтингу, Саша Кожевникова служит корректором, прыгает с парашютом, занимается дайвингом. 

культура: Как приняли картину зрители с ограниченными возможностями?
Тюрин: Очень тепло. Оценили наши гэги с коляской, многие из которых им понятнее и смешнее, чем неискушенной публике. 

культура: Герой Чадова, босс-психопат, травит подчиненных, демонстрирует заоблачные потребительские стандарты... 
Тюрин: Типичный селф-мэйд мэн — продукт американской, по сути сектантской, корпоративной культуры. Эта бездушная машина способна перемолоть любого. Персонаж Чадова руководствуется девизом «иди и возьми». В его мире каждый должен знать свое место, он мечтает о наследнике и пытается сделать им героя Прилучного. Но, обретя любовь, Миша перехватывает инициативу и становится настоящим человеком, с большой буквы. 

культура: Складывается впечатление, что в России нет социальной архитектуры. Если бы парень не придуривался, его бы никогда не взяли на престижную работу. Получается, чтобы достичь успеха, нужно стать меньше ростом, зафиксироваться в крайне неудобном положении? 
Тюрин: Конечно. Лишь тогда на тебя обратят внимание «птицы высокого полета». Шанс взлететь появляется у тех, кто оказался зажат в угол. Не встретив любовь, менеджер Миша стал бы глумиться над уверовавшим в его немощь окружением и обернулся бы монстром. Успех, достигнутый ценой мимикрии, превращает человека в чудовище. 

культура: Собственно, схожая тема есть, например, в «Тутси», «Отпетых мошенниках» или картинах с Пьером Ришаром. 
Тюрин: Обожаю эти фильмы, а больше всего «В джазе только девушки». Но притворщик Миша не готов манипулировать и становиться подлецом, любовь будит его совесть. 

культура: Прекрасная колясочница полюбила или просто пожалела парня? 
Тюрин: По-женски почувствовала в нем правду, внутреннюю полноценность и потеряла голову. Миша не боится быть нелепым, проявляет мужской характер. А его соперник, лидер колясочников, нравственно ущербный — это двойник персонажа Чадова.  

культура: Часто говорят, современное общество больно. В чем наша главная слабость?
Тюрин: Прежде всего — зрение, люди не видят дальше своего носа. Мы предъявляем претензии окружающим. Если бы каждый спросил себя: делаешь ли ты именно то, зачем пришел на Землю, — дома и на работе — мы жили бы в другом мире. 

культура: Над чем сейчас трудитесь? 
Тюрин: Закончил монтаж фильма «Невский пятачок». Это масштабная военно-фантастическая драма. Герой ленты — незадачливый бизнесмен, волей судеб оказавшийся в прошлом, в гуще боев за легендарный плацдарм. Главную роль снова играет Прилучный...  

Коллеги шутили, что Паша переехал в новый фильм, не успев снять пиджак (так и мерз часами в окопах). Я не верю в универсальных актеров, украшающих любую историю, но он — исключение. Паша проявил чудеса выдержки и пережил глобальную трансформацию. Надеюсь, его вдохновлял масштаб событий и эксклюзивное цветовое решение — мы специально раскрашивали шинели, оружие, даже землю, чтобы усилить эффект присутствия, острее воспринимать происходящее, уходили от голливудских штампов. Эстетика «Спасения рядового Райана» не захватывает зрителей с прежней силой. Мы искали свежие подходы и снимали не батальное кино, а фильм о войне, о генетической памяти — нашем великом прошлом. 

культура: Что Вас не устраивает в квесте «Мы из будущего»? 
Тюрин: Все, кроме завязки. А больше всего — откровенная назидательность. Наша история, как в «Торпедоносцах» или «Двадцати днях без войны», развивается в ином масштабе и, полагаю, на другом уровне сопереживания. «Невский пятачок» должен выйти в прокат следующей зимой.