Не надо «Ла-ла»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

28.02.2017

26 февраля в лос-анджелесском Dolby Theatre вручали призы Американской киноакадемии. Вечер не был томным. Ведущий церемонии комик Джимми Киммел слал твиты Трампу, передавал привет от «переоцененной», по мнению президента, актрисы Мерил Стрип. Гром грянул, когда публика уже готовилась перейти к банкетной части. Фэй Данауэй пригласила на сцену создателей «Лучшего фильма». Потрясая главным «Оскаром», продюсеры «Ла-ла Лэнда» объяснились в любви к коллегам, и тут хозяин вечеринки Киммел объявил имя настоящего победителя: «Лунный свет».

Сразу же оговорился: «Это все моя вина. Но это ведь часть шоу. Тем более, мы смогли послушать еще одну замечательную речь!» Сохраняя присутствие духа, партнер Фэй Данауэй Уоррен Битти признался, что перепутал конверты. Но было поздно: испортивший праздник перформанс успел прикончить двух зайцев. Получившие шесть статуэток из 14 номинаций создатели «Ла-ла Лэнда» выступили в амплуа невинных жертв злой шутки. А для соавторов «Лунного света» третий «Оскар» стал черной меткой: мол, хотели премию из политкорректности, получите.

Все было продумано. В прошлом году обойденные номинациями афроамериканские кинематографисты и примкнувший к ним рэпер 50 Cent упрекнули коллег в расизме и призвали игнорировать церемонию.

Неприятная ситуация усугублялась отсутствием нацменьшинства в пафосных лентах и грядущими перевыборами президента академии. Четвертый год подряд этот пост занимает афроамериканка Шерил Бун Айзекс, по регламенту, она должна уступить свое место новобранцу, которым, скорее всего, станет белый парень.

Скрепя сердце, учтя остроту момента и пожелания активистов, Голливуд выдал на-гора три сентиментальные ленты о нелегкой судьбе угнетенных. Камерная мелодрама Дензела Вашингтона «Ограды» о мусорщике, прозябающем на нью-йоркских задворках 50-х, получилась чересчур тяжеловесной — тем не менее, постановщик и исполнитель главной роли удостоился премии профессиональной актерской гильдии и казался главным претендентом на статуэтку «по совокупности заслуг».

Производственная драма «Скрытые фигуры» о трех сотрудницах НАСА, запустивших на Луну «Аполлон‑11» в 1969 году, тянула лишь на анекдот.

Лучом света на их тусклом фоне смотрелся «Лунный свет» — трогательная история гадкого утенка, превращающегося в красавца-гея, выглядела как роман воспитания эпохи ЛГБТ-просвещения. Выросший среди наркоманов и психопатов парнишка осознал, что «лучший выход — это вход», и стал сексменьшинством в нацменьшинстве, по мысли Барака Обамы — элитой нации. Но киноакадемики, средний возраст которых тянет за шесть десятков лет, оказались консервативней лауреата нобелевской премии мира и улов черных братьев был невелик — из пятнадцати номинаций им удалось отжать четыре статуэтки, в том числе самую главную, оскандалившуюся. Еще две — за роли второго плана — достались Виоле Дэвис («Ограды») и Махершале Али («Лунный свет», также отмечен за адаптированный сценарий).

Мастерски снятый, но претенциозный «Ла-ла Лэнд» набрал «Оскаров» за режиссуру (Дэмьен Шазелл), главную женскую роль (Эмма Стоун), операторскую работу (Линус Сандгрен), музыку, песню и вклад художника-постановщика. Батальную драму Мэла Гибсона «По соображениям совести» наградили за монтаж и звук. Больше повезло камерной драме Кеннета Лонергана «Манчестер у моря» — автор был признан лучшим сценаристом, а Кейси Аффлек завоевал главный актерский приз. Из девяти номинантов на звание «Лучшего фильма» академики, отметив звуковой монтаж «Прибытия» Дени Вильнева, отвергли «Любой ценой» Дэвида Маккензи, «Льва» Гарта Дэвиса и «Скрытые фигуры» Теда Мелфи. Сильнейшей документальной лентой года назвали фильм-расследование «О. Джей: Сделано в Америке» Эзры Эдельмана об афроамериканском актере, прикончившем белую жену и оправданном судом. «Лучшим зарубежным фильмом» предсказуемо стал «Коммивояжер» иранца Асгара Фархади, отказавшегося посетить США из-за миграционной политики Трампа.

Куда естественней смотрелись выдающиеся анимационные ленты минувшего года: статуэтку получил «Зверополис» Байрона Ховарда, Рича Мура и Джареда Буша. Академики оценили впечатляющие визуальные эффекты «Книги Джунглей» Джона Фавро, изысканные костюмы «Фантастических тварей» Дэвида Йейтса, феерический грим и прически «Отряда самоубийц» Дэвида Эйра.

Но 89-я церемония запомнится отнюдь не этими скромными сюрпризами, а темной интригой. Самое печальное в подлой расистской шутке — ее «вторая свежесть». Два года назад подобный скандал случился на конкурсе «Мисс Вселенная»: у девушки так же отобрали корону. Правда, ставшая жертвой бабьей склоки Золушка обернулась королевой лишь на считанные секунды. Десять минут откровенного глумления над кинематографистами легли несмываемым пятном на репутацию организаторов и заказчиков весьма переоцененного дядюшкиного шоу.


Фото на анонсе: Ampas/Zuma/TASS