Развод и девичья фамилия

Алексей КОЛЕНСКИЙ Евгения КОРОБКОВА

09.02.2017


«Гуляй, Вася!»
 Россия, 2016

Режиссер: Роман Каримов

В ролях: Ефим Петрунин, Любовь Аксенова, Роман Курцын, Софья Райзман, Борис Дергачев, Сергей Аброскин, Светлана Степанковская, Вера Панфилова

16+

В прокате с 16 февраля

На киноэкраны выходит молодежная комедия «Гуляй, Вася!». Сюжет таков: Митя (Ефим Петрунин) приезжает на малую родину оформить развод с фактически уже бывшей женой. Вася обещает отпустить благоверного, если тот устроит ей свидание со школьным ухажером, ныне банкиром. Парень соглашается… После премьеры «Культура» пообщалась с режиссером картины Романом КАРИМОВЫМ и исполнительницей главной роли Любовью АКСЕНОВОЙ.


Роман Каримов: «Ищу путь к широкой аудитории»

культура: Есть фильмы, которые Вы пересматриваете с тайной мыслью «ой, это кино про меня» или «как бы мне снять такое же»?
Каримов: Разумеется. Обычно подзаряжаюсь от фестивальных картин: братья Дарденн, Кен Лоуч. Из арт-мейнстрима — «Ангелы Вселенной» Фридрика Тора Фридрикссона, «Все о моей матери» Педро Альмадовара, «Красота по-американски» Сэма Мендеса. Актерам, занятым в ленте «Гуляй, Вася!», поручил просмотреть около пятидесяти комедий в зависимости от персонажей. В начале списка шли «Четыре свадьбы и одни похороны», «Восемь баскских фамилий», «Свадьба Мюриэл», «Притворись моей женой» с Адамом Сэндлером и Дженнифер Энистон (у нашего фильма похожий сюжет) и, конечно, «Квартира» Билли Уайлдера. 

культура: Как в шедеврах голливудского классика, у Вас нет слабых и нетипичных персонажей, за каждым чудаком — оригинальная философия. Насколько она была прописана в сценарии и что привнесли артисты? 
Каримов: Сложно сказать. Сценарий создавался параллельно с пробами, мы придумывали, насыщали или, наоборот, ужимали персонажей на ходу. Аферист Гарик изначально задумывался опытным манипулятором, но Сергей Аброскин превратил его в смешного балбеса. На съемках актера то и дело урезонивали — так он разошелся. А с Любой Аксеновой договорились еще «на берегу» грубить друг другу — в жизни она милая и добрая девушка, во время подготовки мы пытались сделать из нее натуральную стерву. 

культура: Все исполнители откалывают феерические номера, как удавалось контролировать группу? 
Каримов: Запрещал общаться между дублями, просил концентрироваться, аккумулировать энергию. Ну а чтобы ребята совсем не заскучали, врубал развеселую попсу — «ВИА Гру», «Время и Стекло». Смех — постоянная величина: чем больше отрываются в перерывах, тем меньше остается для камеры. 

культура: Зачем заставляли актеров отсматривать по 130 часов «Дома-2»?
Каримов: Исходный сценарий на самом деле не отличался от сотен других российских комедий. Встал вопрос: как разгулять нашу «Васю»? Долго и нудно объяснять каждому, каким вижу его героя? Я просто тыкал пальцем в участников телешоу и маркировал прототипы своими эпитетами. А дальше просил актеров идти до конца, отстаивая одержимость персонажей. Некоторые прямо разрывались — в сцене банного соблазнения банкиру предстояло продемонстрировать животную страсть и одновременно соблюсти супружескую верность. Такие неловкие моменты были обусловлены противоположными задачами для исполнителей в рамках общей сюжетной линии. 

культура: «Дом-2» — опасная территория. Ребятам с улицы платят деньги за то, чтобы они не столько строили, сколько разрушали «отношения». Ролевую игру подменяют унылыми склоками. При этом лексика и повадки горе-любовников усваиваются и воспроизводятся молодежной аудиторией как норма. Неужели для Вас это образец? 
Каримов: Просто как рядовой зритель я эмоционально доверяю «Дому-2», а не российским сериалам. В обоих случаях раздуваются искусственные конфликты, но персонажи реалити-шоу выясняют отношения, импровизируя. К тому же стремились и мы. Мораль фильма не хитра: плохо быть стервой, а чтобы найти и удержать любовь, нужно постоянно испытывать себя... Нам нужно было лишь найти естественную форму подачи, это и дал «Дом-2». В претендующем на 14 «Оскаров» «Ла-Ла Ленде» нет ничего, что мы бы не видели в классических мюзиклах, но его ностальгические реминисценции дарят новый взгляд на особенности жанра. И я так же ищу дистанцию с классическими сюжетами. В «Неадекватных людях» ориентировался на диалоговую драматургию Нила Саймона, а «Гуляй, Вася!» — горячий привет голливудским комедиям положений. 

культура: Чем больше Вы растете как режиссер, тем решительнее увлекаетесь поверхностными историями?
Каримов: Не хочу быть замороченным автором, ищу путь к широкой аудитории. Это совсем не простая работа, мы прокручиваем сотни вариантов решения каждой сцены, добиваясь максимально понятного и очевидного каждому зрителю результата. 

культура: Назовем его эмоциональным чистописанием?
Каримов: Да в этом-то и проблема: я — спринтер, мыслю мини-блоками, с грустью осознаю, что они проще заходят в сознание зрителей, чем фильм целиком. Но как собрать эпизоды в целую картину? Отснятого материала было очень много — мы могли смонтировать три фильма, пришлось принести побочные линии в жертву динамике. 

культура: А чего не умеет режиссер Каримов?
Каримов: Пока мне не хватает присутствия духа для реализации глобальных задач. Творчеству необходим объем — хочется попробовать себя и в суровом арт-хаусе, и в экшн-блокбастере, а значит — делегировать решение многих вопросов большому количеству людей, прежде всего продюсерам. Для этого надо обрасти командой. 

Именно поэтому я привлекаю на съемки волонтеров из соцсетей. Некоторые ребята делаются просто незаменимыми. Например, соавтор сценария Яна Лебедева была моей помощницей на площадке, затем в шутку мы попробовали писать вместе, и все сложилось: Яна придумывала сцены, я их поправлял. При этом параллельно мы занимались другими проектами. На сентябрь уже намечена премьера «Днюхи» — это подростковая десктоп-комедия, разворачивающаяся на компьютерных мониторах, как в картине «Убрать из друзей» Лео Габриадзе.

культура: Чему Вы научились у Ваших актеров?
Каримов: Не зацикливаться на негативных обстоятельствах, больше доверять реальности. Нужно уметь откладывать сиюминутные реакции на эмоциональные вызовы и не терять из виду общую перспективу. Терпение и терпимость повышают тонус творческой жизни, учат необходимому в режиссерской работе стоицизму.

Любовь Аксенова: «Чем меньше думаю, как выгляжу, тем лучше получаюсь»

культура: Итак, на экране Вы опять в роли стервы. В «Родине» Петра Буслова Ваша героиня — тоже далеко не ангел, но Василиса просто жуткая гадина. 
Аксенова: Ведьму такого масштаба сыграла впервые, но я нашла Васе оправдание. Почему такая противная, строит козни, мужу развод не дает? Да потому что несчастная. Все ее закидоны — крик о помощи женщины, которой не везет в личной жизни. 

культура: В жизни Вы невероятно отличаетесь от своего экранного образа. Не поделитесь секретом преображения? 
Аксенова: Пришлось открыть в себе стерву. Ну а как иначе, если таково задание режиссера. Зато теперь и в жизни могу любому нахамить, пошутить обидно, как моя Вася. Хотя, как правило, стараюсь не заигрываться. 

культура: В фильме Васю покусала свинья, поэтому Вам специально нос нарастили, лицо пластырем заклеили. Не боялись выглядеть непрезентабельно? Особенно в откровенной сцене?
Аксенова: Обнаженки я не боюсь. В начале актерской карьеры я страшно переживала, как смотрюсь со стороны, но муж научил не обращать внимания на косые взгляды. Благодаря ему я поняла, что важно не то, что снаружи, а то, что внутри. Вот же в чем фокус: чем меньше думаю, как выгляжу, тем лучше получаюсь. 

культура: Каковы впечатления от картины в целом?
Аксенова: Чувство благодарности к режиссеру и команде переполняет. Мы потрясающе проводили время на площадке, а сегодня выяснилось, что из этих радостных полутора месяцев родилось очень приличное кино. Особенно радует, что наш коллектив не рассорился, наоборот, стал семьей, а фильм — общим ребенком. Каримов удивительный режиссер — на его съемках можно не только по-актерски, но и по-человечески вырасти. 


культура: Год российского кино стал для Вас золотым. На подходе семь премьер? 
Аксенова: Да, это мой первый ударный год — приходилось сниматься и в будни, и праздники, и даже в день рождения. Зато не боюсь, что задержусь в амплуа стервы: уж больно разных женщин пришлось переиграть — и беременную, и наркоманку, и свиньей укушенную. 

В апреле выходит «Салют-7», где я — одержимая дурным предчувствием жена космонавта. Переживаю пограничное состояние на стыке смутных эмоций и трезвого рассудка. Безумно интересно посмотреть, что получилось, и услышать отклики зрителей. 

культура: Чьи комплименты Вам особенно дороги? 
Аксенова: В телефильме «Эти глаза напротив» я снялась в роли супруги Валерия Ободзинского. В подготовке к съемкам принимали деятельное участие мои две бабушки. Наперебой рассказывали, как было во времена их молодости, что люди чувствовали, о чем думали. Когда они посмотрели сериал, сказали: «Вот оно — счастье, внучка сыграла жену кумира нашей молодости, всегда бы так». Было невероятно приятно услышать подобную оценку.