09.02.2017
До сих пор юго-восточный регион эксплуатировался фабрикой грез как поставщик экзотических боевых искусств и выдающихся режиссеров. Азиатские же экспаты в голливудских сюжетах смотрелись альтернативно-одаренными игроками, зачисленными в звездную сборную по разнарядке. Но устойчивый приток в США китайских и индийских мигрантов обострил проблему ассимиляции. Одновременно Вашингтон, пытаясь защитить свою глобальную гегемонию, приступил к формированию против Пекина коалиции под вывеской Тихоокеанского партнерства. Главной опорой предлагалось стать Индии, имеющей старые счеты с соседом, ядерное оружие и сравнимый экономический потенциал. Поднебесная тоже не зевала — в 2016 году активно скупала акции крупнейших американских кинокомпаний и прокатных сетей. Проявляя чуткость к геополитическим вызовам, калифорнийские мастера экрана постарались угодить «нашим и вашим», запустив производство экстерриториальных копродуктов.
«Лев»
Режиссер: Гарт Дэвис В ролях: Санни Павар, Дев Патель, Николь Кидман, Руни Мара, Дэвид Уэнэм, Абхишек Бхарате, Приянка Бозе 16+ |
Сюжет «Льва» австралийского дебютанта Гарта Дэвиса основан на биографии индийского мальчика, потерявшегося в 1980-х, усыновленного соотечественниками режиссера и спустя четверть века разыскавшего свою мать.
Первую часть двухчасовой фрески мы видим мир широко раскрытыми глазами пятилетнего странника Сару (Санни Павар). Еще вчера у него были дом, мама, заботливый старший брат Гадду. Но как-то, увязавшись за отправившимся на ночную работу Гадду, мальчик прикорнул в электричке и очутился за полторы тысячи километров от дома. Заплутавший в трущобах Калькутты малыш едва не стал жертвой педофилов, угодил в приют, а затем был усыновлен бездетной австралийской четой.
Позже приемные родители пригрели второго индийского ребенка, битого жизнью покрепче первенца. Однако одержимый воспоминаниями о заменившем отца старшем брате герой оказался не способен подставить плечо новому члену семьи. С девушкой у подросшего Сару отношения также не задались — юноша переживает эмоциональный кризис, мечтает вернуться в детство, как в золотой век. После многих лет упорных поисков он находит малую родину по картам Google Earth, отправляется домой и обретает свое место на Земле. Боль утраты становится испытанием, превращающим мальчика в мужа. По ходу дела выясняется: усыновители были фертильны, но, решив, что в мире слишком много зла, подарили сиротам шанс на лучшую жизнь и судьбу. Без добрых белых людей Сару бы пропал. Кстати, сыгравший повзрослевшего сироту «миллионер из трущоб» Дев Патель и его «приемная мать» Николь Кидман претендуют на «Лучшую роль второго плана».
Первая часть мелодрамы срисована режиссером с «Песни дороги» индийского классика, гневного обличителя болливудской цыганщины Сатьяджита Рея. Вторая смахивает на диплом выпускника независимой нью-йоркской киношколы. Помимо ролевых номинаций, приторно-слезливый «Лев» покушается на премию за лучший фильм и адаптированный сценарий, операторскую работу и музыку. Если все сложится, лояльные к американским «усыновителям» индийцы получат долю пирога в международном артхаусном кинопрокате, а уроженец Лондона Дев Патель станет лицом новой интернациональной волны.
«Великая стена»
Режиссер: Чжан Имоу В ролях: Мэтт Дэймон, Педро Паскаль, Уиллем Дефо, Цзин Тянь, Чжан Ханью, Эдди Пэн, Лю Хан 12+ В прокате с 16 февраля |
«Великая стена» — более любопытный случай: мэтр китайского кинематографа Чжан Имоу сумел подружить фэнтезийный сюжет с эстетикой космической саги.
1100 год нашей эры. Двое европейских солдат удачи пускаются в далекий путь, чтобы похитить легендарный черный порох. Добравшись до Великой стены, они попадают в гущу сражения с ордой злобных тварей, смахивающих на помесь пещерных львов и тиранозавров. Китайские воины, облаченные в позаимствованные у некромонгеров из «Хроник Риддика» доспехи, проявляют чудеса героизма. Порхающая со стен, как бабочка, и жалящая, как стрела, амазонка Линь Мэй берет под опеку незваного гостя Уильяма Гэрина (Мэтт Дэймон). И тот оказывается не лыком шит — метко разит чудовищ из верного арбалета. Исполненные патриотизма и самопожертвования богатыри стоят до последнего. Но силы неравны — заорганизованным китайским витязям явно недостает авантюрной гэриновской жилки. «Надо убить королеву, и стая рассеется!» — смекает варяг и вместе с красавицей уничтожает главмонстра.
Откровенный схематизм сюжета компенсируют эффектные батальные сцены, декоративные изыски и сентиментальный романтизм, но главное послание боевика зашифровано в мотивах противоборствующих сторон. Выясняется, что движущей силой орды является прожорливость предводительницы, а единственным антидотом — союз благородных воинов с искателем приключений, жертвенного коллективизма с предприимчивым индивидуализмом, азиатского «мы» с европейским «я». Против этих взрывоопасных ингредиентов не устоит ни один зверь... Если китайские товарищи, допускающие на свои экраны лишь 34 голливудских блокбастера в год, оценят экспортный сценарий дружбы народов.
Менее вероятно, что самая высокобюджетная (150 миллионов долларов) лента в истории национального кинобизнеса Китая покорит международный прокат и голливудские звезды потянутся в Поднебесную. Едва замаскированная лестью патерналистская риторика Голливуда — недостаточное основание для продуктивной коммуникации экспансивного Запада с мягкой силой Востока. Но иного дискурса в диалоге культур пока не просматривается.