Алексей Красовский: «Возможно, недалек тот день, когда потребность в коллекторах исчезнет»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

06.10.2016

В прокате «Коллектор» — драматический триллер с единственным не покидающим кадр действующим лицом, переживающим самую трудную ночь. Его карьеру похоронила незнакомка, выложившая в интернет компрометирующее видео. Дама обрывает телефон, обвиняет мытаря в гибели обанкротившегося мужа и требует публичного покаяния. Герой теряет работу, от него отворачиваются друзья и знакомые, под окнами офиса караулят неравнодушные граждане.

Отмеченный «Кинотавром» и Карловыми Варами фильм Алексея Красовского — профессиональный и в полном смысле слова независимый проект, снятый на бюджет короткометражки за семь смен.

культура: Вас сложно назвать дебютантом — сколько часов телеэфира в активе драматурга Красовского?
Красовский: После двухсотой серии я сбился со счета... Но всегда старался работать самостоятельно: «Общая терапия», «Цена жизни», «Военный госпиталь», «Откровения». А «Коллектор» — во всех отношениях авторский проект. 

культура: В общественном сознании коллектор — отморозок с утюгом... 
Красовский: Я мониторил интернет — в подавляющем большинстве случаев известные криминальные эпизоды отсутствовали в топах местных новостей. Очевидно, что кто-то специально раскручивал тему «пора ненавидеть коллекторов». Эксцессы при такой профессии неизбежны, но никто не интересуется, где правда, а где вымысел.  

культура: Все-таки вымогателей ненавидят недаром. Заключив договор с банком, в девяти случаях из десяти я буду должен отдать больше оговоренной суммы. Этот факт уже пахнет мошенничеством. А беспредел начинается в тот момент, когда банк продает мой кредит людям, перед которыми у меня нет никаких обязательств, и тем самым разрывает наш контракт... Более того, навязав коллекторские «услуги», ставит под удар неприкосновенность личности и жилища, провоцирует на совершение уголовных преступлений.  
Красовский: Возможно, недалек тот день, когда потребность в этой профессии исчезнет. Например, еще недавно при сделках с недвижимостью был необходим нотариус, сегодня я могу приобрести новую квартиру без его услуг.  

культура: Характерно, что этот «лишний черный человек» — типичный представитель верхушки среднего класса, обитающий в башне из слоновой кости.  
Красовский: Артур существовал в закрытой системе, но я бы не сказал, что его мир незнаком обычным людям. Когда напряжение возрастает, коллектор оказывается в ситуации детектива, вынужденного, не выходя из комнаты, найти преступника.  

культура: И здесь происходит изящная рокировка — чем больше герой бьется над долетевшим приветом из прошлого, тем отчаяннее выглядят обстоятельства настоящего... Стены сжимаются, жизнь обрывается короткими гудками в трубке. Тем не менее впервые герой получает возможность выбрать сценарий дальнейшего существования. Трагедия в том, что его не с кем разыграть, кроме случайной телефонной знакомой...  
Красовский: Медсестрой из ветеринарной клиники? Ей повезло, она не видела коллектора в деле, не знает его с ужасной стороны. Он представляется ей добрым самаритянином, но эта роль Артуру не близка. 


культура: Главным слагаемым успеха фильма стал Хабенский, покоривший не только плотным психологическим рисунком, но и проступающим сквозь «броню» целомудрием. А чем он Вас удивил?   
Красовский: Искренней увлеченностью. Прочитав сценарий, задал хорошие вопросы о теме, характере и смысле работы. К образу мы шли вместе,  Константин фонтанировал идеями — скажем, принес на площадку две корзины для бумаг, одна из которых сыграла важную роль.

культура: Партитура фильма достойна отдельной песни. Особенно цепляют три голоса из трубки — медсестра Полины Агуреевой, смахивающий на Доренко «радиоведущий» Игоря Золотовицкого и циничный друг Лева в исполнении Евгения Стычкина.  
Красовский: Евгений врезался в память, озвучив циничного адвоката в «Эрин Брокович», и тогда я задумался, почему не вижу Стычкина в ролях очаровательных мерзавцев? 

культура: Русская коллизия ленты — тема вины, способной окрылить человека и переменить его участь. Но фильму не избежать сравнения со стильным психотриллером «Лок» 2013 года.
Красовский: Если бы я нашел деньги сразу, как написал сценарий, мы бы сняли фильм намного раньше, и этих сравнений не последовало бы. Я обошел более пятидесяти компаний. В одном случае у меня были готовы купить сценарий, но предлагали на главную роль известного молодого актера, у нас бы появился в спонсорах шампунь, пришлось бы добавить сцену в душе, бессмысленную совершенно. Вдобавок к этому нужно было подать на господдержку и ждать еще полгода. Но главный сюрприз в том, что в качестве режиссера меня не рассматривали. Разумеется, такие варианты не устраивали. 


культура: Как вышли на адекватных партнеров?
Красовский: Несколько лет назад я познакомился с Дмитрием Руженцевым, он заказал мне сценарий про первого олимпийского чемпиона по фигурному катанию. Судьба спортсмена, и особенно история получения им первой медали, меня поразила. Все было очень похоже на современную Олимпиаду: страсти, интриги, блат... За одним исключением — в 1908 году фигурист мог победить в честном состязании, достаточно было нарисовать на льду самую сложную фигуру. Я заболел этим спортом, сам встал на коньки, написал сценарий, но эксперты Фонда кино нас не поддержали, фильм запустить не дали. Однако мы с Дмитрием продолжили общаться. Вместе думали о том, как без поддержки чиновников создать кино, которое могло бы окупиться в прокате и было бы по-настоящему свободным.

культура: Кинобизнесу требуются реформы?
Красовский: Причем давно. У нас до сих пор нет профессиональной кинобазы, где можно было бы найти контакты и ссылки на портфолио любого специалиста. Нет базы сценариев, не допущенных к кинопроизводству, но высоко оцененных коллегами (в Америке это называется блэк-лист). Нет независимой экспертизы. Да много чего еще нет... 


культура: В конечном счете каждую картину режиссер снимает о себе. Какие открытия подарил Вам «Коллектор»?
Красовский: Когда группа окружает тебя вниманием и любовью, ты воспаряешь. А в нашем случае приятным бонусом было общение с независимыми инвесторами — очень трудно рассказать историю людям, к которым зашел «с улицы». Им не объяснишь, чем фильм лучше идеи, — ссылаться на актеров, оператора, музыку бессмысленно, приходится вспоминать предков: работать в амплуа «рассказчик у костра». Если справляешься — получаешь мощный импульс. Очень тронула помощь случайных людей. Когда мы готовились к съемкам, нам помогали охранники и менеджеры здания, где мы работали: несли стремянки, стулья. Владелец кафе с первого этажа угостил всех кофе. В такие моменты начинаешь верить в российское кино, видишь, кому оно действительно нужно. 


Мнение

Николай ГОНЧАР, председатель комитета Госдумы шестого созыва по финансовому рынку:

— Закон о коллекторской деятельности, как он обычно именуется журналистами, вступил в силу минувшим летом. Его подготовили в целях дальнейшего регулирования деятельности микрофинансовых организаций, повышения их ответственности за правильную оценку кредитоспособности и возможности погашать обязательства со стороны самих заемщиков. Данный правовой акт должен решить ряд важнейших наболевших проблем. Главный вопрос, на который он отвечает, — обеспечение гарантии прав, в том числе имущественных. Поэтому документ и получил официально название «О защите прав и интересов граждан», а не ожидаемое многими — закон «О коллекторской деятельности», что свидетельствовало бы о направленности мер на регулирование действий взыскателя, тогда как основная его цель — патронат прав гражданина. Закон посвящен защите интересов наших соотечественников, у которых имеются определенные задолженности; ключевая задача — доказать: от того, что эти граждане не смогли обслуживать взятые кредиты, они гражданами быть не перестали и все свои права могут реализовывать в полной мере. Для нас, как для законодателей, данный факт имеет первоочередное значение, что мы и постарались отразить в законе. А для коллекторов, к сожалению, первоочередное значение имеют просроченные обязательства. И это неправильно.

Настоящий закон значим тем, что он четко прописал: что могут и чего не могут делать профессиональные взыскатели (слово «коллекторы», кстати, юридически нельзя применить, поскольку такого термина в законе нет). Закон определил рамки дозволенного, благодаря которым в особенно громких и сложных ситуациях обеим сторонам в своих действиях будет на что опереться.

А теперь что касается нового фильма «Коллектор» с Константином Хабенским в главной роли. Для начала я хотел бы знать: кто профинансировал ленту? Насколько мне известно, участие Хабенского, помимо случаев, когда основным мотивом для актера являются его творческие изыскания, — весьма затратная статья. А вкупе с тем обстоятельством, что избран сюжет с такой резонансной тематикой, вполне возможно, многие ответы кроются именно в этом вопросе.